воскресенье, 29 июля 2018 г.

Dogville II Том

см. начало тут, предыдущую часть тут

II Догвилль против Грейс. Попытка психологической реконструкции




2. Том


Важную роль в судьбе Грейс сыграл "писатель" Том. Это молодой бездельник, вся жизнь которого состоит из череды однотипных перформансов, показанных на первых минутах фильма: шутливые перепалки с отцом и матушкой Джинджер, поход к Хенсонам для самоутверждения и демонстрации Лиз, кто тут самый-самый, оказание мелких услуг другим жителям и морализаторские лекции. Том себя считает философом, мыслителем и писателем, мечтает о власти над умами миллионов людей, включая других писателей. Тема его размышлений "бичевание и очищение человеческой души", что как бы само по себе симптом. 

Обычно люди, склонные к морализаторству, закомплексованы, зажаты в рамках своей сверхценностной  идеи и глубоко двуличны. Том, в общем, милый парень, но попадать в экстремальные ситуации в его компании очень опасно, а с Грейс именно это и случилось. Грейс делает на Тома перенос фигуры отца, который должен приехать на белом коне и спасти её. Думаю это происходит с первых же минут встречи: она как бы отцу и говорит, что не оправдала его надежд, должна себя наказать за это и др. "Отец", то есть Том, поступает так, как Грейс внутренне ожидает - отогрел, накормил, предложил выход из сложной ситуации. В следствии всего этого происходит закрепление переноса, и далее Грейс не достаточно критично относится к словам и предложениям Тома, хотя и делает в начале попытки задать прямые вопросы (например про карточку и комментарии к quid pro quo системе услуг и др.). Том же малодушен и лжет Грейс практически с момента их встречи. Собственно Грейс ему нужна только для его "морализаторского" проекта, который является ни чем иным как инструментом иерархической борьбы внутри группы.

Если любовь интерес других жителей Догвилля мужского пола (включая Ясона) зиждется на чисто инстинктивных основаниях: на моей территории появилась незнакомая самка, то любовь Тома кроме этого включала элемент обязательства Грейс перед ним.
Том был доволен, Грейс была на краю пропасти и именно он был тем человеком, который вернул её обратно на жизненный путь. Этот факт возбуждал в нем ощущение власти (a fine sensation of mastery), которое он никогда не испытывал раньше по отношению к противоположному полу.
Том любит того, кто ему обязан и зависит от него, того кто слабее. Впрочем, даже тут ему не хватает решимости на какие-то внятные слова или реальные действия (см. далее о ГД и ДО).

Том считает себя выше, сложнее, интеллектуальнее прочих жителей Догвилля. На поверхностном уровне, это действительно так, нам по крайней мере показывают какую никакую рефлексию, и еще Том умеет манипулировать другими жителями. На деле, в критические моменты, единственным драйвером его поступков, являлся страх группового давления (далее ГД), а единственным драйвером бездействия - отсутствие диффузии ответственности (далее ДО). Собственно ДО нужна как раз для того, чтобы избежать ГД. При этом Том обильно интеллектуализирует и  рационализирует свои действия.

ДрайверЧто сделано, не сделаноИнтеллектуализация
отсутствие ДОне сделано признание в любви к Грейс- я всех понимаю, а с тобой все намного сложнее
- к чему ты клонишь?
- не знаю, сначала я хочу сам разобраться
- ты хочешь сказать, что ты в меня влюблен?
- нет, любовь не совсем подходит
- мне кажется, что я тоже в тебя влюблена
- это интересно с психологической точки зрения, кажется тебя зовут, увидимся на свадьбе
страх ГДсделано предложение о quid pro quo- людям не по себе, они считают, что совершили преступление, потому что не сообщили от тебе полицейскому
- мне лучше уехать, хорошего по немногу
- я предложил обратное, с экономической точки зрения твое присутствие обходитс Догвиллю все дороже, людям все опаснее укрывать тебя в городе, не подумай, что ты им не нравишься, но ты должна компенсировать это полнее, quid pro quo
- именно так говорили бы и гангстеры
- к тому же у тебя появился дополнительный стимул, повсюду развешены плакаты, я с трудом могу представить, где еще ты могла бы спрятаться
- и что же ты им предложил?
- они хотели, чтобы ты больше работала, но я сказал, что будет лучше, если ты станешь в каждый дом заходить дважды, так возникнет впечатление, что ты хочешь работать больше, но реально твой рабочий день увеличится совсем немного, зато нам удастся снять все вопросы
отсутствие ДОдействия Чака остаются безнаказанными- мне придется с ним разобраться, у меня нет выбора, никто не одобрит то, что он с тобой сделал
- нет, не надо этого делать
- я начинаю думать, как бы вывести тебя отсюда
страх ГДпосле того как Грейс посажена на цепь- я не хотел рисковать, отец мог отказать
- но все подумали, что деньги взяла я
- потому что я им так и сказал
- что ты сделал?
- сначала они подозревали меня, но потом я убедил их, что это сделала ты, ведь ты имела доступ к шкафу
- зачем??!
- затем, что я лучше знаю, что нам нужно делать, чтобы у нас был хотя бы шанс вытащить тебя отсюда, никто не должен знать, что мы на самом деле близки, а также знать, что я тебе помогаю. Если бы люди узнали, что деньги взял я, я бы с тобой сейчас не разговаривал

Став рабыней, Грейс впадает в так называемое состояние выученной беспомощности (learned helplessness), при котором уже не предпринимает ничего для улучшению своего статуса и состояния. Внешне она полагается на Тома ("ты что-нибудь придумаешь"), внутренне понимая, что и Том ей никак не сможет помочь. Её реплика "Пожалуйста не исчезай, Том" риторическая, Грейс понимает, что последняя её надежда и опора здесь в Догвилле мало чем отличается от прочих его обитателей. Грейс сломлена и готова к смерти (наивысшей мере самонаказания), не даром она говорит Тому об идеальной романтической развязке после обличительного собрания.

Кстати, зачем Тому было нужно это собрание? Затем, чтобы использовать стыд жителей как инструмент группового давления в своих интересах. Он то, как бы, не был замешан в издевательствах над Грейс, поэтому, в желаемом для него исходе, был бы весь в белом со всех точек зрения. Но он просчитался, стыда жители не испытывают (в сценарии есть фраза "ты бы послушала, как они хвалятся тем, что с тобой сделали") и ГД работает теперь против него, потому что он выбрал не ту сторону.

Но Том достаточно изворотлив чтобы все-таки обратить ситуацию в свою пользу. Он лжет всем, нигде не сжигая мосты. Грейс отказывает ему в близости и открывает глаза на его собственные настоящие мотивации (см. скрипт ключевого диалога и размышлений Тома ниже). Том понимает про себя что-то новое, в частности то, что он такой же догвилльчанин, как все остальные. Тогда он решает устранить свидетеля Грейс чужими руками, а перед остальными жителями опять оказаться на коне.

Почему Грейс отказывает Тому, хотя говорит, что любит его? Во-первых, она прямо говорит, что невозможна настоящая любовь между заключенной и одним из тюремщиков. Любовь и близость возможны только между равными людьми. То есть она тоже предлагает ему выбрать, с кем он. Во-вторых, это служит проверкой Тому, и он её не проходит (см. скрипт ниже). В-третьих, в рамках женской стратегии "секс в обмен на продовольствие", Том сначала должен спасти Грейс, как рыцарь вырвать её из лап дракона (а дракон здесь и отец-гангстер в том числе), жениться, а потом можно подумать и о сексе. 
...Больше всего мне нравится, что ты ничего от меня не требуешь, что мы просто можем быть вместе
Том взбешен, он пытается логически доказать Грейс, что имеет полное право на близость с ней ("Все уже попробовали твое тело кроме меня!", "Мы же любим друг друга!", "Отступись хоть от одного из своих принципов чтобы облегчить боль в моих яйцах!" и др), но, несмотря на любезное предложение сначала пригрозить ей, а потом сделать все что пожелает, не решается на это. Почему? 
  • Нет встречного желания Грейс - нет ДО. Нет ДО, нет действия. (У него и с Лиз до появления Грейс не получалось ничего. Он только достал её своими каждодневными визитами, умными разговорами и унижением Билла).
  • Грейс со своим предложением оказывает на Тома в одиночку достаточно сильное ГД, которому он не может противостоять, даже с учетом будущего возможного убийства Грейс гангстерами (концы в воду).
  • Если он думает о сдаче Грейс гангстерам с другим исходом, то ГД оказывают на Тома уже сами будущие хозяева Грейс - гангстеры.
  • Все вышеуказанные пункты лишь дополняют главную причину: ГД живет в голове Тома безотносительно внешних драйверов и, скорее всего, появилось там в глубоком детстве и связано с фигурой его матери. 
Когда становится понятно, к чему идет дело по приезду гангстеров, Том снова пытается переобуться и просит у Грейс прощения, но уже поздно.
- Нельзя обвинять человека в том, что он испугался, верно?
- Нет, нельзя
- А я испугался, Грейс. Я тебя использовал, прости меня. Я был так глуп, правда, а иногда возможно даже высокомерен.
- Ты прав, Том.
- Хотя использовать людей это плохо, я думаю ты согласишься, что данный конкретный наглядный пример превзошел все ожидания. Мы много узнали о человеке. Все что с тобой произошло было очень поучительно. Я думаю ты согласишься, что ...
- Уже нет, Том.
to be continued

Вопросы:
  1. Над входом в старую шахту написано латинское изречение «Dictum ac factum», которое можно перевести как «Сказано — сделано» (Said and Done = Sooner Said Than Done), что это за метафора?
  2. Что за метафора фигурки?
  3. Что за метафора, город меняется в зависимости от освещения?
  4. Почему Грейс делаются послабления после звонка гангстерам?
  5. <тут мог бы быть ваш вопрос>
Мои версии ответов на вопросы см. в следующей части.


Приложения


Еще почитать про групповое давление и диффузию ответственности:


Диалог между Томом и Грейс после обличительного собрания:
- Твой план не сработал, верно? Придумаешь другой.

- Нет, планов больше не будет, я обещаю. Меня просили сделать выбор ты или они. В такой день сделать выбор не сложно. Я люблю тебя. Возможно ты сильнее, чем я, но идеалы у нас общие.

- Ты очень устал, приляг.
- Я сделал выбор, Грейс. Я выбрал тебя. Этот момент настал. Момент, которого мы так ждали. Мы освободим себя от пут Догвилля.
- Ты прав. Сейчас было бы так просто заняться любовью. Ведь нас в любой момент могут убить. Идеальная романтическая развязка.
- Я тоже это чувствую. Я люблю тебя.
- Это было бы просто замечательно, но абсолютно неправильно с точки зрения нашей любви. Жаль мы не встретились на свободе.
- Ты ко мне охладела, Грейс. Только что я отказался ради тебя от всех кого знал. Неужели ты не можешь поступиться хотя бы одним своим идеалом чтобы немного облегчить мою боль. В этом городе уже все попробовали твое тело кроме меня. А ведь мы вроде бы любим друг друга.
- Мой дорогой Том, если хочешь, можешь мною овладеть. Сделай это как делают другие. Пригрози мне, скажи, что сдашь меня полиции, гангстерам, а я пообещаю, что ты сделаешь со мной все что угодно, я тебе доверяю. Но доверяешь ли ты сам себе? Может быть тебе хочется только присоединиться ко всем остальным и принудить меня? Может быть ты поэтому теперь так расстроен? 
- Я всегда старался тебе помогать. 
- Неужели ты боишься вести себя по-человечески?
- Нет, я этого не боюсь, ни чуть.
- Хорошо, пусть завтрашний день все решит. Это не преступно, сомневаться, но замечательно, что ты не сомневаешься.
Размышления Тома после разговора с Грейс:
Конечно, все это было полной ерундой. Никто не мог лучше чем он следить за взаимоотношениями человеческих идеалов и реальной жизни. В конце концов это была его работа. Вопросы морали - его конек. Мысль о том, что он мог усомниться в своей нравственной чистоте отражало весьма низкое мнение о нем, как о человеке. Том разозлился. И в самый разгар приступа злобы он понял её причину. Дело было не в том, что его несправедливо обвинили, а том, что эти обвинения соответствовали действительности. Ярость вызвали у него весьма неприятное ощущение того, что его разоблачили. Для юного философа это стало серьезным ударом. Трезво рассудив, он понял, что раз сомнения возникли, дальше они станут лишь укрепляться. Возможно однажды эти сомнения станут такими большими, что пагубно скажутся на выполнении им своей моральной миссии. Том остановился. Его почти начало трясти, когда он осознал, что все это может угрожать его писательской карьере. очень скоро он пришел к выводу, что риск слишком велик. Грейс представляла опасность не только для города, но и для него лично. Тому это не понравилось, но он был достаточно решительным чтобы немедленно принять меры и устранить опасность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий