суббота, 28 июля 2018 г.

Dogville II Грейс

см. начало тут

II Догвилль против Грейс. Попытка психологической реконструкции

Пятидесятиминутка спекуляции на тему мотиваций участников конфликта, исходя из следующих вводных:
1. Грейс - дочь богатых родителей, бежала из дому из-за конфликта с отцом и случайно попала в Догвилль.
2. Догвилль - изолированное малочисленное поселение затерянное в отрогах Скалистых гор.

1. Грейс


Почему Грейс сбежала? Для начала короткая выдержка из статьи Почему дети убегают из дома:
Есть дети, которые избалованы и бегут из дома, чтобы показать характер и добиться своего. Бывает, убегают дети, которые растут в атмосфере гиперопеки — и тогда все очень удивляются: мы его так любим, у него и няня, и мама, и бабушка, а он убежал. Иногда ребёнок убегает из жажды приключений, в поиске новых ощущений, наконец, чтобы просто помотать родителям нервы и за что-то отомстить. Но основные причины другие: недоверие к родителям, непонимание в семье, страх наказания. Большой процент „бегунков“ — дети из неблагополучных семей, но это может произойти и в самой обычной благополучной семье
Предположительно Грейс росла в неведении относительно происхождения богатства отца. В фильме нет ни слова о братьях или сестрах, также как и о матери, Грейс говорит, что у нее был только отец, и того отняли гангстеры, но я склонен считать, что у босса мафии был какой-то другой наследник, например старший брат Грейс, которого и готовили занять место "крестного отца".  С братом что-то случилось, и отец предложил менеджерский пост Грейс.

Сложно сказать, какие отношения были между Грейс и отцом до побега. Судя по некоторым её словам, детство не было легким. 
- Хотите есть? Вы целый день ничего не ели.
- Я не могу. Я не заслуживаю этого куска хлеба. Я украла кость, а я ни разу в жизни не крала. Теперь я должна наказать себя сама. Меня всю жизнь учили быть высокомерной. Я должна теперь многому учиться заново...
(когда обнаружила подарки) У нее появились здесь друзья, она оставила здесь след, впервые она почувствовала за себя гордость...  
Себя наказывают люди с глубоко укорененным чувством вины и низкой самооценкой. Аутоагрессия — намеренная активность, направленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства, отказе от получения удовольствия, удовлетворения потребности.


Какая детская психологическая травма случилась с Грейс неизвестно. Предполагаю, что отношения её родителей не были ровными. Маленький ребенок не понимает, что родители ругаются по совершенно другой причине и решает, что причина недовольства родителей он сам. Имеется связь аутоагрессии с личностными особенностями. А. А. Реан выделил несколько основных свойств личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии. 

  • Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.
  • Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.
  • Застенчивость, низкая коммуникабельность.
  • Особенности характера: демонстративность, педантичность, интроверсия, а также невротичность и депрессивность.
  • Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей. Уровень аутоагрессии прямо пропорционален позитивному восприятию «других».
  • Аутоагрессия считается типичной для депрессивных личностей, а также может быть свойственна людям с мазохистическим характером.

Все эти свойства в той или иной степени можно наблюдать у Грейс, возьмем это на заметку. Несмотря на то, что Грейс уже не ребенок, к взрослой жизни она совсем не подготовлена, психологически она скорее подросток. 


Предполагаю, что отец не уделял Грейс достаточно внимания, концентрируя внимание на наследнике. Она не в чем не нуждалась, но находилась в эмоциональном вакууме и социальной изоляции. Достаточно хорошей для отца, по её собственному мнению, она никогда бы не смогла стать. Побег, в данном случае, это скорее всего манифестированное желание привлечь к себе внимание пропадающего на "работе" отца, любовь и участие которого нужно Грейс. 

Сложно сказать почему отец стрелял в Грейс. Он мог быть пьян или эмоционально нестабилен (например, из-за несчастья с сыном-наследником) и не потерпел возражений Грейс в стиле Тараса Бульбы. Возможно он стрелял в воздух или стену. У меня лично сложилось впечатление, что это человек хладнокровный и расчетливый. Возможно он таким образом подтолкнул Грейс к побегу (см.ниже про инициацию).

Так или иначе, Грейс бежит, и, попав в Догвилль, действует далее по известному детскому принципу "назло папе отморожу уши". В городе она постепенно и последовательно, не без помощи Тома (кстати, полной противоположности отца), превращается в рабыню местных жителей (см. ниже).

Пока я смотрел фильм, я был не менее сильно зол на Грейс за её беспомощность и беспрекословность, чем на жителей Догвилля за их низкое поведение. Грейс мне напоминала героиню рассказа А.Чехова "Размазня". Позже, пытаясь подвести хоть какую-то базу под её поведение, я предположил, что возможно она, интеллектуализируя своё чувство вины, приняла для себя некий руководящий набор принципов, находящихся в оппозиции к её предыдущей жизни и правилам её отца, напоминающий толстовствоГлавными принципами этого учения являлись: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашенные Христом в Нагорной проповеди, а также «любовь к ближнему», нравственное самоусовершенствование, опрощение. Согласно учению, духовные ценности важнее материальных. 

Насколько закономерно случившееся с Грейс? Многие комментаторы (например Д.Быков в статье г.Псовск) отмечают её крайнюю виктимность, хрупкость и беззащитность , которая провоцирует реднеков:
Грейс не столько святая и не столько даже юродивая, сколько воплощенная жертвенная женственность, самый опасный соблазн. Виктимность из нее так и прет – хрупкая, тонкая, ходит босиком, ничего не умеет делать… Так жалко, что убил бы. Собственно, все догвилльские мужчины и домогаются ее от жалости: она их провоцирует, сама того не желая… а может, и желая. И кротость, с которой принимает она все проявления местной жестокости, только разжигает страсти населения; вот эта-то виктимность – осознанная или неосознанная, бог весть,- и не дает поверить в святость странной гостьи. Когда ты в человека плюешь, а он тебя за это похваливает,- это поневоле злит; и поведение жертвы в этом случае не имеет ничего общего с христианским.
С точки зрения структуры взаимоотношений, Грейс, сообразно своим бессознательным мотивациям и интеллектуализированным принципам, заняла нишу жертвы. Жители соответственно автоматически заняли нишу абьюзера. Это не служит им оправданием, но подобное поведение Грейс привело к быстрой и практически неизбежной в сложившейся ситуации эскалации насилия.

Как пишет Джозеф Кемпбелл в книге "Тысячеликий герой" "странствия и подвиги героя отражают процесс индивидуации – становление и развитие личности, достижения ее полноты и целостности бытия". Грейс прошла через страшные испытания, получила горький жизненный опыт, то есть прошла инициацию героя, и теперь готова снова встретиться с отцом. Luke, I am your father! 

В аспекте инициации, кстати, выглядит логичным и поведение отца при "расставании" (именно отец в первобытных племенах отводит инициируемого в лес, то есть по сути убивает), и расположение Догвилля - "последнее поселение у подножия Скалистых гор" (граница между миром людей и миром мертвых - "солнечным царством" по В.Проппу). Герой в проходит через ритуальную смерть (пытки и мучения в рабстве у жителей Догвилля) и перерождение / возвращение в другом качестве (встреча с отцом и возмездие реднекам). С этой точки зрения внезапная метаморфоза в поведении Грейс, многими комментаторами не понятая, выглядит закономерно. Это уже другой человек, получивший в "солнечном царстве" силу и власть, готовый наследовать отцу. Всепрощение в начале, всемогущество и безжалостность в конце - атрибуты сверхчеловека, супергероя, бога.

Однако, несмотря на эти выкладки из сравнительной мифологии и учебников для сценаристов, Грейс вовсе не Герой, в том смысле, что она плывет по течению, а не борется с ним. Она скорее объект воздействия внешних сил и обстоятельств. Именно поэтому, мне кажется, что Догвилль мало изменил Грейс. Она такой же максималист, так же эгоцентрична, как и в начале своего пути. Несколько изменилась форма, но не содержание. Все, что ей нужно было это только любовь/приятие отца (то есть отец, или его перенос - Том, должен был появиться и спасти её) и она в конце концов его получает.

Кстати, отец действует как образцовый родитель, спокоен, логичен, много раз говорит, что любит, предлагает выбор, не настаивает на своем и др. При этом с легкостью переворачивает мировосприятие Грейс, обращая её интеллектуализации против неё же самой. 



Получив власть, Грейс меняет свое толстовство на прямо противоположный Ильинский принцип "сопротивление злу силою". Кстати, опять поступает наперекор отцу, который предлагает убить только собаку (то есть преподать урок). Грейс же как раз только собаку и оставляет в живых, потому что собака все время (=безотносительно) относилась к ней враждебно, таким образом это единственное существо в Догвилле её не предавшее.

Что олицетворяет заброшенная шахта Догвилля, в которой все время пряталась Грейс? Шахта это туннель, который никуда не ведет. Это тупик. Весь Догвилль это и есть заброшенная шахта. Догвилль это закрытая структура, более защищенная (морфологически) от врагов снаружи, но внутри её Грейс оказалась (функционально) беззащитна перед "внутренними врагами" - укрывающими её жителями. (Вот здесь есть иллюстрации феномена на другом материале). И, как уже было сказано выше, Догвилль оказался тупиком для Грейс и в плане личностного развития/взросления.
- Куда ведет эта дорога? 
- Никуда. Это тупик. Если хотите объехать возвращайтесь в Джорджтаун.
to be continued

Вопросы:
  1. Что означает реплика Грейс "Пожалуйста не исчезай, Том"?
  2. Почему Грейс отказывает Тому в близости, хотя говорит, что любит его?
  3. <тут мог бы быть ваш вопрос>
Мои версии ответов на вопросы см. в следующей части.

Комментариев нет:

Отправить комментарий