Начал опять ходить в разговорный клуб, участвовал в дебатах на тему subj, примкнул к the proposition team. Как обычно, не буду перечислять очевидные вещи связанные с вопросом. Другие соображения под cut-ом.
Сама формулировка подразумевает, что real life interactions - это что-то важное для людей. (To deprive somebody/something of something = to prevent somebody from having or doing something, especially something important.) Так ли это - еще вопрос, и для кого-то будет более приемлемой формулировка social networks save us from real life interactions.
Кроме того, deprivation подразумевает отсутствие выбора, а тут вроде бы выбор есть: хочешь сиди в контактике, не хочешь иди
- Я понимаю неизбежность дальнейшего развития социальных сетей и все большего участия в них людей. Сети слишком удобны, чтобы ими не пользоваться. У них огромный потенциал и множество возможностей для применения. Но главная причина привлекательности для рядовых участников не в удобстве, не в расширении сети контактов, не в мгновенных сообщениях - она психологическая.
- Практически вся история орудийной деятельности человека направлена на его защиту от среды. Защита от среды в общем случае реализуется у человека помещением посредника между собой и средой. У животных в принципе то же самое. Только они отращивали рога, когти, мышцы, и толстую шкуру, а человек делал одежду, оружие, дома (теплые и крепкие). Кроме того, он изобретал новые способы самообеспечения, например земледелие, которое менее опасно, чем охота - не нужно напрямую взаимодействовать с дикими животными и даже ходить в опасное место - лес. В этом смысле можно показать такую цепочку систем обеспечения продовольствием в последовательном стремлении человека отгородиться от агрессивной среды:
- охота и собирательство -> скотоводство -> земледелие
- Ну вот, теперь мы живем в городах, у нас довольно комфортные условия жизни, мы живем сравнительно безопасно, мы сравнительно мало зависим от среды, мы уже намного больше зависим от нашей инфраструктуры (кстати тоже среда). Но осталась одна проблема - другие люди. Человек с самого начала находился под двойным давлением, на него действовали сразу две среды: окружающая-природная, и социальная. Обе порождают стресс, обе опасны. Но вторая помогает бороться с первой и сравнительно не такая безжалостная как первая. С первой люди можно сказать справились, очередь за второй.
- На протяжении всей истории человечества одними из самых важных умений были социальные скиллы. Есть мнение, что собственно сознание и интеллект суть производная от чрезвычайно развившейся и усложнившейся социальной структуры. Прямое взаимодействие с человеком, особенно незнакомым, было всегда очень опасным. Современные люди разделяют это опасение.
- Даже просто разговор с другим человеком требует определенных социальных навыков: распознавания эмоций, предсказание возможных действий и последствий собственных действий и др. Даже просто разговор - это стресс, который можно снизить, поместив между собой и собеседником посредника. Выстраивается вот такая цепочка средств коммуникации, в последовательном стремлении человека отгородиться от агента агрессивной среды:
- личная встреча -> письма -> телефон -> соц.сети и мессенджеры.
- Дошло до того, что мы уже и детям или супруге/у пишем через Телеграмм, хотя они находятся в соседней комнате. Те же тенденции в других областях жизни. Приведу несколько примеров подобных цепочек, налицо полная корреляция с огораживанием себя от окружающей среды на заре человечества:
- дубина -> лук и стрелы -> огнестрельное оружие -> самолеты/ракеты -> дроны
- драма в реальной жизни -> театр -> кинотеатр -> домашний кинотеатр / телевизор
- работа в офисе на дядю -> home-office -> freelance/свое дело
- драка на улице -> спарринг на ринге -> компьютерные игры -> просмотр трансляций поединков / новостей про ужасы нашего городка
- Социальные сети подарили людям возможность удовлетворять потребности общения, чувствуя себя при этом комфортно, потому что социальная сеть это "тряпочка", через которую мы можем сравнительно безопасно касаться
горячего чайникадругих людей.
- Мать и дитя
- Начнем с того, что вышеуказанный прием построения барьеров между человеком и средой восходит или копирует "известную" каждому человеку схему "мать - дитя". Мать - это посредник, обеспечивающий безопасность, питание и комфорт. Это справедливо не только для младенца, но и для многих взрослых людей, для которых мать продолжает существовать в виде ментального конструкта или модели (см. ниже)
- У человека, как и у других млекопитающих, есть две взаимоисключающих стратегии поведения: защитная и исследовательская:
- защитная = залезть в сумку к матери и не высовываться (= мать гарант безопасности)
- исследовательская, движимая любопытством = сепарироваться от матери, назначив гарантом безопасности себя
- Стратегии применяются ребенком по мере необходимости. Сначала превалирует защитная. По мере взросления и набора опыта постепенно, начинает превалировать исследовательская. Но частичка матери всегда остается с нами.
- Использование схемы с посредником может быть продуктивным в краткосрочной перспективе. Однако в общем и целом это тупиковая стратегия. Выражаясь образно, все-таки нужно выходить за Стену и бить белых ходоков на их территории, а не отсиживаться в Черном замке, надеясь, что посредник - Стена - непреодолима для противника.
- Социальные сети, реализуя схему с посредником, предоставляют
теплую ламповуюбезопасность и несут все недостатки тупиковой защитной стратегии. - Ментальные модели
- Для взаимодействия с другими людьми требуется навык, который можно назвать "построением ментальных моделей". Это модели других людей с прогнозами их поведения. Строятся они на основе реального опыта взаимодействия с родителями, родственниками, одноклассниками, коллегами и др. Одним из очень важных этапов взросления является подростковое безудержное общение. О чем можно разговаривать несколько часов подряд? Если подслушать их беседы - это, с точки зрения взрослого человека, разговоры ни о чем. Их настоящей целью является набор своего рода "big data" для будущего построения моделей. Почему необходимо общаться именно в real life? Потому что
большуюполовину информации несут невербальные сигналы. Если ребенок не может научиться строить ментальные модели - это аутизм. - Качество построения моделей напрямую зависит как от количества, так и, что важнее, диапазона (то есть качества) тех реальных взаимодействий, которые успел пережить ребенок. Есть мнение, что с определенного, не слишком преклонного возраста - примерно с 25 лет - внести какие-либо изменения в свою программу построения этих моделей крайне сложно
, но можно. - Эти модели естественно тесным образом связаны с умением поставить себя на место другого человека, а значит с креативностью, умением мыслить нестандартно и вообще фантазировать. Ментальные модели - это и есть собственно наше сознание. У нас и для себя модель имеется, и не одна. В целом можно сказать, что способность заниматься не инстинктивно-обусловленной деятельностью тоже зависит от качества построения этих моделей.
- Взаимодействия через социальные сети помогает количественно наполнить, но слабо качественно обогащает копилку опыта коммуникации, что негативно сказывается на способности строить сложные модели. Кроме того падают показатели выносливости мозга. Я говорю сейчас не о способности, скажем, посмотреть подряд 5 сезонов сериала, и при этом особенно не устать, а про сознательные усилия выполнять не инстинктивно-обусловленные действия: например читать и анализировать длинный текст с большой информационной плотностью.
- Брать в качестве примера подобный текст даже не обязательно. Можно привести цепочку изменения популярности самих социальных сетей:
- LJ (длинные тексты) -> Facebook (тексты покороче) -> Twitter (140 символов) -> Instagram (в основном визуальная информация) и Youtube (видеоблоги).
- Сюда же укладывается известный мем "не асилил, многа буков".
- Видно, что идет движение от "буквы" к "изображению", своего рода возвращение от печатных книг Гутенберга к наскальным рисункам кроманьонцев. М.Маклюэн наоборот.
- Выносливость мозга заключается, с одной стороны, в способности противостоять стрессу (не испугаться, не сдаться), с другой, в умении стрессовую ситуацию перемоделировать из опасной в интересную и потенциально полезную, используя исследовательский подход (см. выше).
- Групповое давление заставляет современного человека завести аккаунты в социальных сетях чтобы быть современным, а не совком/дедом, да просто общаться с другими людьми, ведь их уже не так просто вытащить на прогулку или в гости зазвать.
- Зависимость от социальных сетей формируется через инстинктивно-обусловленную, более легкую для реализации, более комфортную, защитную стратегию поведения, и дальше только растет, потому что утрачиваются навыки противостояния стрессу и ухудшаются конструируемые ментальные модели.
- Виртуальных друзей нужно иметь больше чем реальных друзей, потому что виртуальные "поглаживания" - лайки и комменты одобрения - во много раз слабее реального одобрения реального человека. Таким образом, дозу нужно все время увеличивать.
- Социальные сети поглощают время. Тут тоже полная аналогия с алкоголем и наркотиками, потому что все они действуют как анестезия, обезболивающее лекарство, которое временно облегчает страдания от столкновения с реальностью. См. Can violent video games be beneficial for children?
Update:
Статья Полины Аронсон Руками не трогать на ту же тему.
- ...изменение культуры общения — стремительное нарастание и усложнение ступеней доступа к личному пространству — не сформировано гаджетами как таковыми. То, как мы используем гаджеты, — это лишь симптом более фундаментального процесса, разворачивающегося на наших глазах: нарастающей неготовности к прямому, непосредственному соприкосновению между людьми.
- Усатый мужчина из фильма «Her» одинок не просто так: в его мире непосредственный контакт между человеческими особями практически упразднен, а все то, что социологи называют «эмоциональным трудом», — сочувствие, радость, сексуальные переживания — отдано на аутсорс профессионалам. (См. пост по фильму Она)
- «Для меня, как для человека, выросшего в 90-е, секс — это любовь и свобода. Но сейчас о нем пишут, прежде всего, как о насилии и в связи с насилием», — отмечает литературный критик Евгения Вежлян
Комментариев нет:
Отправить комментарий