понедельник, 12 июня 2017 г.

Мажор и минор (к вопросу о воздействии музыки на психику)

Хорошая постановка вопроса к феномену у Бориса Гребенщикова в Радио Аэростат №123:
Песни бывают разные; бывают веселые, а бывают печальные.
Более того, нет двух людей, которые всегда бы согласились: какая песня веселая, а какая - печальная. Но в музыке существуют понятия "мажор" и "минор". Грубо говоря, "мажор" это когда "радостно", а "минор" - это когда "печально".
Мажор - это полнота. Это когда все есть. Ведь у Cущего ни в чем нет недостатка, ибо Он и так все существующее; а мы, как Его дети, причастны этой полноте. И наша жизнь, как лес в мае - до краев наполнена солнечными лучами. Вот это и есть мажор. 
А минор - это когда не хватило; когда чего-то нет, когда что-то пошло не так. Мы думали, что будет так, а случилось не так. Минор - "переживание о несбывшемся"; о том, что могло бы быть, если бы все пошло по-другому.
Другими словами, минор - это наша печаль о том, что в мире все происходит, как происходит, а не так, как мы хотим. Случилась трагедия, или не случилось счастья. Минор.
Мне лично музыка в своем воздействии напоминает алкоголь, она усиливает текущее эмоциональное состояние. Но если у алкоголя нет вектора, он усиливает без разбора как веселье, так и тоску, действуя при этом подобно двух-позиционному переключателю, то у музыки есть тональность, которая несколько направляет разлив гормонов внутри человека. Кроме того, воздействие плавное, как у аттенюатора.

Я столкнулся с убийственным воздействием минора, когда как-то, будучи не в духе, послушал Сонату ля минор Дитриха Букстехуде (BuxWV 272), в которой третья часть написана в виде пассакальи. Не знаю, что со мной было, но эти повторяющиеся вариации просто вынесли остатки всякого соображения и дальнейшего желания бороться с жизнью.


Другой пример смертоносного минора Адажио соль минор Томазо Альбинони


В общем я для себя вывел такую формулу:
if SAD, no MINOR, only MAJOR
в этом случае, мажор может несколько улучшить состояние

Лечился я кстати после сноса башни тем же Д.Букстехуде, только мажорным, Соната си-бемоль мажор (BuxWV 273).

Главный вопрос конечно, почему одна последовательность нот воспринимается как веселая, а другая - как печальная? Пара цитат из годной статьи на тему:
... что такое мажор и минор. Они могут относиться к понятиям «лад» и «аккорд». Лад, или гамма — это частный случай звукоряда; набор нот, на основе которых строится музыкальное произведение. Всем известные «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» — это пример мажорного лада, так как между первой и третьей его ступенями («до» и «ми») интервал равен большой терции, то есть четырем полутонам (англ. major — большой, изначально происходит из латыни). Если ту же последовательность нот взять от «ля» до «ля», мы получим минорный ряд, так как интервал между первой и третьей ступенями (от «ля» до «до») будет равен малой терции, трем полутонам (лат. minor — малый).  
Аккорд — это созвучие нескольких нот. Самым простым и одновременно важным аккордом является трезвучие, которое строится из первой, третьей и пятой ступеней гаммы. В зависимости от интервала между ступенями трезвучие может быть мажорным (большая терция — малая терция) и минорным (малая терция — большая терция). Они являются примерами устойчивых, консонансных трезвучий. Бывают также уменьшенное (малая — малая терции) и увеличенное (большая — большая терции) трезвучия — они являются диссонасными.  
Суть вопроса заключается в следующем. Почему общеизвестно, что произведения, построенные в мажорной гамме, а также мажорные аккорды, сами по себя звучат весело и радостно, а всё, связанное с минором — грустно и печально, хотя на самом деле единственное, что поменялось, — последовательность интервалов? Итак, на этот счет существуют две разные «школы». Согласно первой из них, вопрос давно решен и закрыт (далее следуют различные варианты объяснений). Согласно второй школе, этот вопрос носит исключительно культурологический и не имеет под собой никакого «физического объяснения». То есть воспринимается все так, как есть, просто потому что оно так сложилось в ходе культурной эволюции. 
Если есть желание, почитайте статью, там есть примеры обоснований для мнений обеих школ. Я склоняюсь к первой школе, и считаю что у феномена психологические корни. Очень хорошо БГ описал впечатление: "Мы думали, что будет так, а случилось не так. Минор - "переживание о несбывшемся"; о том, что могло бы быть, если бы все пошло по-другом"

Я бы добавил, что минор, это осознание необратимости того, что произошло. Что-то было сделано, или не сделано, и теперь исправить ничего нельзя, остается строиться заново на пепелище.

Относительно того, почему именно минорная последовательность (малая терция — большая терция) кажется печальной. Внутри этой музыкальной последовательности есть imprefection - мы по умолчанию ожидаем, что последовательность продолжиться в том же темпе, а она запаздывает на полутон. Мозг, строя модели окружающей реальности, все время прогнозирует ситуацию вокруг организма. Когда ситуация предсказуема/стабильна - организм в безопасности. Изменения несут угрозу. Так что минор, со своим запаздыванием поставки информации из среды вполне себе грустный - больше нет возможности регрессировать в удобстве и безобразии, надо вставать и браться за копье.

Остается добавить, что изменения обычно благотворны для организма, в то время как стабильность несет застой и разложение. Так что, да здравствует минор!

Кстати, БГ хорошо сказал вслед за неизвестным мудрецом:
Наличие и отсутствие порождают друг друга;
Сложное и простое создают друг друга;
Длинное и короткое поверяют друг друга;
Высокое и низкое тянутся друг к другу.
так что без мажора тоже никуда.

Вопросы :
  1. Как коррелирует с В ритме вальса?
  2. Как коррелирует тема с Режиссер против сценариста?
  3. Как объяснения БГ про минор коррелируют с темой аффективных высказываний?

Комментариев нет:

Отправить комментарий