четверг, 7 января 2016 г.

Покровские ворота

Покровские ворота, 1982

- двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Литературной основой для сценария фильма послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина.

Если вы развелись, и ваша бывшая жена снова вышла замуж — это еще не значит, что вы свободны. Если вы пригласили девушку на свидание, и она пришла, это еще не значит, что она будет вашей. Но если при этом ваш сосед по коммуналке — аспирант Костик, то можете быть уверены — все будет хорошо. (с) Кинопоиск

Текст пьесы тут.










Вопросы:
  1. Рассмотрите коммунальную квартиру у Покровских ворот как метафору СССР. Какие социальные страты символизируют герои? 
  2. Почему Михаил Козаков отказал Андрею Миронову и взял на роль Хоботова Анатолия Равиковича? см. Вики
  3. Почему Софье Власьевне Маргарите Павловне необходимы одновременно и гегемон Савва Игнатьевич и интеллигенция Лев Евгеньевич? Какую функцию выполняет Хоботов в этой структуре? 
  4. Почему Маргарита тащит Хоботова на ужин с Орловичами? Кого олицетворяют Орловичи в метафоре коммуналки как СССР?
  5. Хоботов говорящая фамилия? (См. также эпитеты, которыми Маргарита награждает его, и оговорки: "тайный эротоман", "сексуальный маньяк", "с этим отростком надо кончать"). Как "хобот" связан с интеллектом?
  6. Действительно ли Хоботов такой патологически неприспособленный к быту человек? Проследите моменты острых для Хоботова территориальных деприваций и его поведение в этот момент? Как выдумаете, Хоботов на работе, за переводами, в издательстве, особенно если он один, также не собран и рассеян как и в быту? Как страх влияет на способность человека мыслить критически и действовать системно и хладнокровно?  Способен ли человек творить под гнетом страха (см. феномен шарашек)? 
  7. Почему у Хоботовых нет детей, несмотря на 15 лет брака? Будут ли у Маргариты дети от Саввы?
  8. Почему избранницу Костика тоже зовут Маргарита? Что за метафора, он сначала видит её во снах и видениях? Повторит ли Костик судьбу Льва Евгеньевича?
  9. Можно ли говорить о том, что в фильме представлены три возраста Хоботова: мальчик со скрипкой, Костик и Лев Евгеньевич? (Можно еще прибавить старика Савельича - четвертый возраст).
  10. Что олицетворяет Савранский? Это говорящая фамилия? Это тоже ипостась Костика Хоботова?
  11. Константин, от латинского constans - "постоянный, стойкий", это говорящее имя? В чем постоянство Костика Хоботова? Как коррелирует со стойким оловянным солдатиком?
  12. Покровские ворота - это ворота куда? Или они откуда? Это конец пути или начало? Почему Костик трындит все время что грядут перемены, поминает фестиваль молодежи и студентов, а сам втрескивается в новую Маргариту? (Точнее выбирает именно ту Маргариту, которую ему показывали в видениях.)
  13. Почему все мужчины в фильме показаны подкаблучниками (только Велюров саботирует)?
  14. Что олицетворяет собой Велюров? Почему он саботирует свадьбу Маргариты Павловны? Почему перед свадьбой показывают цирк с клоунами? Почему Велюров пьет? Почему он не женат?
  15. Почему, когда вместо Велюрова в свидетели загребают Хоботова, последнего называют рыцарем без страха и упрека? Что стоит за мифологемой "рыцаря"? См. разбор мифологемы "патриотизм" Невзоровым тут. Аналогично разобрать тезис Саввы "Живут не для радости, а для совести".
  16. Почему Савву несет со штихелями во время приема с Орловичами? Почему во время эмоционально трудной ситуации он бросается точить нож? Что за метафора заточка ножа? Как все это коррелирует с генитальной агрессией приматов?
  17. Почему однополчанин Саввы говорит ему: "вот раньше ты был первоклассным гравером", а что теперь-то случилось?
  18. Зачем Козаков в фильме снабдил Савву немецкими словечками (в пьесе этого нет)? Слова из каких языков используют разные персонажи? Зачем? 
  19. О чем намекает Лев Евгеньевич, когда говорит: "Гравировать имена победителей — работа, требующая самоотречения. Один завоевывает кубки, другой же пишет на них его имя?" Кубки = инновация?
  20. Какова роль тетки Костика? Олицетворяет ли она "корни" интеллигенции? Почему она толерантна и даже помогает Костику в его любовных похождениях?
  21. Зачем Костику Света? Это как-то связано с Велюровым? Почему Света именно из "Трудовых резервов"? Это говорящее название? см. также в фильме "Джентльмены удачи".
  22. Почему Хоботов влюбляется именно в Людочку? Как ситуация соотносится с феноменом стокгольмского синдрома? См. похожую ситуацию в фильме "Забытая мелодия для флейты" и "Голограмма для короля".
  23. Что олицетворяют в фильме мед.работники? Похож принудительный увоз Хоботова в больницу на прецедент карательной медицины/психиатрии?
  24. Почему коммуналку ломают в конце фильма? Кто её ломает?
  25. К какому типу психики, инфантил/примитив/наивный, можно отнести каждого жильца?
  26. Рассмотрите коммуналку как метафору микрокосма. Какую часть личности олицетворяет каждый жилец? 






Комментариев нет:

Отправить комментарий