воскресенье, 3 января 2016 г.

Фантазии Фарятьева

Фантазии Фарятьева, 1979

- художественный двухсерийный телефильм режиссёра Ильи Авербаха, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1979 году по мотивам одноимённой пьесы Аллы Соколовой.

События фильма происходят в провинциальном советском городке. Главная героиня Александра, только что пережившая разрыв с любимым человеком, вынуждена зарабатывать частными музыкальными уроками. В её жизни появляется врач-стоматолог Павел Фарятьев, чудаковатый и неловкий человек. Он объясняется Александре в любви. Мать и младшая сестра Александры настаивают на том, что она должна выйти за него замуж, но она никак не может обрести душевное равновесие и решить, как жить дальше. Но Павел поражает воображение Александры своими теориями о том, что люди страдают от того, что являются потомками пришельцев из другого мира и мучительно ищут способ вернуться назад. Согласие на брак практически получено, но на следующий день Александру посещает тот, с кем она порвала. Забыв о Фарятьеве, Александра уходит с тем, кого любила раньше. Пришедший Павел не застаёт её и вынужден вместе с сестрой Александры Любой обманывать мать, что дочь скоро придёт — у той больное сердце и она может не пережить вести, что дочь ушла с человеком, причинившим ей столько страданий. Фарятьев держится из последних сил — жизнь свою он считает рухнувшей и даже не слышит, как объясняется ему в любви Люба. (c) Вики

Текст пьесы тут.


Вопросы:

  1. Что можно сказать о характере Павла Фарятьева? Сколько ему лет? Почему он такой странный? Что можно сказать о его детстве, о его матери? 
  2. Почему он предпочитает жить в мире своих фантазий? Почему после встречи с Сашей он больше не может там жить? Почему после отказа Саши он в принципе не понимает как жить дальше? 
  3. Как Павел познакомился с Сашей, почему он сразу влюбился в нее (см. его ремарки по поводу внешности, например "...У нее пепельные волосы. Такие, как были у мамы, только чуть с рыжинкой. И зеленые глаза" и др)?
  4. Как вы думаете насколько искушен Павел в общении с женщинами? Насколько широк его сексуальный опыт?
  5. Павел в конце фильма спрашивает сам себя, что за ошибку он допустил в расчетах, каково ваше мнение, в чем была ошибка?
  6. Почему тетя Павла даже не подумала посоветоваться с Павлом по поводу переезда Сони? Насколько неожиданным известием для нее является женитьба Павла?
  7. Любовь это то можно заслужить или это что-то не поддающееся контролю и анализу? Почему Саша считает, что она унижалась, пытаясь завоевать любовь Бедхудова?
  8. Почему для женщины так важно выйти замуж? Почему Люба говорит Саше "... я бы тебе советовала выйти за него замуж. ... Я ведь тоже выхожу замуж, совсем скоро, уже летом мы будем женаты, будь я проклята. Главное, что я это решила. Не смотри на меня так. Это удача. Мне везет, понимаешь. Я знаю, что мне осталось жить совсем немного: после сорока лет это уже не жизнь. Я не хочу упустить ни единого дня из тех, что мне причитаются. Я знаю, что я его не люблю, но к любви я отношусь не так - ах! Я отношусь трезво. Это не для меня. Я не хочу остаться гнить в Очакове. А он будет выдающимся физиком. Для него сейчас уже Бор не эталон. Конечно, я понимаю, что я теряю, но я понимаю, что я и приобретаю. Я не хочу загубить свою жизнь в этой дыре, я не хочу стать такой полубезумной квочкой, как мама. Папе хоть немного лучше, но они оба зачеркнули свою жизнь. А что они дали мне? Эти паршивые тряпки? Так по мне, хоть в дерюге ходи. Этот город? Эти котлеты? Я за их грехи не намерена расплачиваться. Это я тебе все по секрету говорю. Выходи замуж, Шушечка. Даже если ты его не любишь. Любовь - тьфу! Пустое место. Тебе двадцать семь лет. Я тебе не говорила, но когда ты не накрашена, на тебя по утрам страшно смотреть. Ты сгниешь в своей музыкальной школе. Ты посмотри, у тебя уже сейчас руки дрожат. А я люблю тебя, солнышко. Я хочу, чтобы ты жила в свое удовольствие, чтобы тебя любили, чтобы у тебя не было глупых забот о деньгах, чтобы ты не была одинокой. Чтобы ты была красивой". 
  9. Сравните Сашу с героиней фильма "Карнавал", в чем Нина нашла убежище когда её не взяли замуж? Почему Саша бежит за Бедхудовым по первому зову, а Нина говорит Никите "Все перегорело"?
  10. Каков ответ на вопрос "За что, скажите, люди мучают друг друга? Почему? И любят - мучают, и не любят - мучают."
  11. Почему Саша все время устает, лежит пластом, болеет, кутается в шаль/халат? Проследите моменты, когда ей становится лучше?
  12. Саша хороший педагог? Что для неё музыка? Это её убежище на случай одиночества, или у неё вовсе нет никакого убежища?
  13. Что за метафора, ученик с фингалом и ободранными руками, намазанными зеленкой? Что за метафора, что в конце пальцы в зеленке начинают играть довольно бодро и без ошибок?
  14. Почему мать Саши все время вмешивается в жизнь своих дочерей? Имеет она на это право? Откуда такая невротическое желание выдать замуж Сашу? Почему нет такой же идеи-фикс по поводу Любы? Проследите как мать использует стандартные способы манипуляции: шантаж, подкуп, угрозы, чтобы управлять дочерьми? Получается ли у нее?
  15. Почему сумасшедший мужчина это неподходящий муж? 
  16. Насколько здрава отповедь Любы по поводу родителей и детей? ("...Оставьте! Прекрасно! Это безумие какое-то. Кому это нужно? Я вообще считаю, что надо отнимать детей у родителей. Непременно отнимать и отдавать их государству. Я бы запрещала им даже видеться, пока дети не станут взрослыми и не поймут сами, что к чему. ... Это единственный выход. Это единственное, чем можно помочь детям.... Чтобы не было этой слепой, этой безумной любви, когда готов убить сотни детей, лишь бы был жив один, мой, неповторимый. А из этого "неповторимого", может быть, неповторимая гадость получится. Нужно отнимать детей - и все. Тогда бы и взрослые жили, жили, а не прозябали. А так ведь родят, и все - миссия закончена. Глупеют, дряхлеют, а туда же - воспитывать."). Ср. у Хармса в рассказе "Власть": (... Одна мать любила своего ребенка. Этому ребенку было два с половиной года. Мать носила его в сад и сажала на песочек. Туда же приносили детей и другие матери. Иногда на песочке накапливалось до сорока маленьких детей. И вот однажды в этот сад ворвалась бешеная собака, кинулась прямо к детям и начала их кусать. Матери с воплями кинулись к своим детям, в том числе и наша мать. Она, жертвуя собой, подскочила к собаке и вырвала у нее из пасти, как ей казалось, своего ребенка. Но, вырвав ребенка, она увидела, что это не ее ребенок, и мать кинула его обратно собаке, чтобы схватить и спасти от смерти лежащего тут же рядом своего ребенка. Кто ответит мне:согрешила ли она или сотворила добро?) Почему рассказ Хармса называется "Власть"? Почему Павел Фарятьев не согласен с Любой? 
  17. Почему мать хочет выслать младшую дочь в Одессу, а старшую с мужем непременно поселить с собой?
  18. Что за метафора, одни и те же котлеты на ужин каждый день? Коррелирует со сказкой "Корабль призрак" Гауфа?
  19. В какой обстановке живут герои фильма? Их "испортил квартирный вопрос"? Что можно понять из показанных панорам города?
  20. Решит ли проблемы героев переезд в Одессу, Киев или например возвращение на родную планету по теории Фарятьева? 
  21. Как можно охарактеризовать Бедхудова, который находится в центре мыслей почти всех героев фильма? Почему Павел расстроен тем, что не может поговорить с Бедхудовым? Знал ли Бедхудов, по вашему мнению, о возможной свадьбе Павла и Саши? Бедхудов говорящая фамилия? 
  22. Чем Бедхудов привлек Сашу? См. "Евгений Онегин"
  23. Можно ли провести аналогии поведения Бедхудова (сначала свел Сашу и Павла, потом отобрал Сашу) с поведением друга главного героя в кинофильме Вуди Аллена "Манхэттен"? Зачем люди так поступают с друзьями? Почему друзья ведутся на такой трюк?
  24. Есть ли корреляция ситуации со сбежавшей невестой в кинофильме "Жестокий романс"?
  25. Есть ли корреляция сюжета фильма с сюжетом кинокартины "Ребро Адама"?
  26. Есть ли корреляция разговора Павла с тетей по поводу его работы и отказа от фантазий с диалогом барона и Марты в конце первой серии кинофильма "Тот самый Мюнхгаузен" Марка Захарова?








Комментариев нет:

Отправить комментарий