Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman ['bɪldʊŋs.ʁoˌmaːn]) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.
Термин введён филологом Карлом Моргенштерном в 1820-х годах для определения «формирующегося» совершеннолетнего человека. Термин стал популярным после заявления Вильгельма Дильтея в 1870 году, что в основу Воспитательного романа легло произведение Иоганна Вольфганга фон Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), в котором у главного героя две задачи — самоосознание и социализация. При этом форма романа сходна с более ранними французскими философскими романами вроде «Кандида» Вольтера (1759) и «Эмиля» Ж. Ж. Руссо (1762). Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Ч. Диккенс («Дэвид Копперфильд», 1849), Г. Флобер («Воспитание чувств», 1869), И. А. Гончаров («Обыкновенная история», 1847), Ф. М. Достоевский («Неточка Незванова», 1849; «Подросток», 1875). В послевоенное время роман воспитания возродился к жизни и обрёл новую популярность. Всемирный резонанс получили такие книги о взрослении подростков военного и послевоенного времени, как «Над пропастью во ржи» Д. Д. Сэлинджера и «Жестяной барабан» Г. Грасса.
В литературоведении выделяется несколько разновидностей данного жанра, в частности, приключенческий роман воспитания («Остров сокровищ» Стивенсона, «Отважные капитаны» Киплинга, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Два капитана» Каверина) и «художнический роман» — Künstlerroman («Портрет художника в юности» Джойса, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Дар» Набокова). В 1830-е гг. из романа воспитания выделяется роман карьеры, прослеживающий нравственную эволюцию молодого приспособленца вроде Жюльена Сореля и Растиньяка.
По мнению историка и публициста Коди Делистрэй (англ. Cody Delistraty), литературные произведения данного жанра учат возможности раз и навсегда найти своё «я», сокрытое внутри человека, тогда как это «я» меняется постоянно. Вера в нахождение своего истинного «я» при достижении совершеннолетия ложно, поскольку понимание «я нашёл себя» не является устойчивым на всю оставшуюся жизнь. Современная психология поддерживает идею поэтапного развития личности и его изменчивости по мере взросления и накопления личного опыта (колеблющееся, неустойчивое «я»)
(с) Вики
еще две цитаты в тему
из Дмитрия Быкова (тут):
Нельзя человека воспитывать ни злом, ни добром, но воспитывать его можно чудом, давать ему ощущение чуда. И тогда он понимает, что его познания относительны, что его представления о мире подвижны, что его суждения не окончательны. Он тогда понимает, что нет границ у мира, что мир зыбок и бесконечно разнообразен, и вот тогда он перестает делать глупости и начинает благоговеть перед чудесами божьими. Для меня чудо литературы это воспитательный момент единственный. Литература не может учить добру, потому что вся мировая литература никого ничему не научила
приписывается БГ:
... о чем же еще спорить с женой, как не о священных текстах
Над чем стоит подумать:
- Как коррелирует
- с утверждением, что "развивает только то, что изумляет" (изумление здесь не несет коннотации, может приятно удивить, а может неприятно)?
- с утверждением, что за другого нельзя сделать некоторые вещи, например поспать или поесть?
- с Псих, Здравый смысл, Дон Жуан
- to be continued
Комментариев нет:
Отправить комментарий