воскресенье, 26 января 2020 г.

Дон Жуан




В книге Карлоса Кастанеды "Путешествие в Икстлан" дон Хуан учит незадачливого рассказчика "неделанию":
...Он снова указал на скалу.
— Это скала является скалой только лишь потому, что ты знаешь, как с ней обращаться и что с ней можно делать. Я называю это деланием. Человек знания, например, осознает, что скала является скалой только вследствие делания. Поэтому если он хочет, чтобы она перестала быть скалой, ему достаточно начать практиковать неделание. Понимаешь?
Я не понимал ничего. Он засмеялся и предпринял еще одну попытку:
— Мир есть мир потому, что ты знаешь делание, которое делает его таковым. Если бы ты не знал делания, свойственного миру, он был бы другим.
...
Он наклонился и поднял маленький камушек. Взяв его между большим и указательным пальцами левой руки, он поднес камушек к самым моим глазам.
— Смотри: вот камушек. Он является камушком вследствие делания, которое делает его камушком.
...
— Деланием разделяются этот камушек и этот валун, — продолжил он. — Чтобы научиться неделанию, тебе, скажем так, нужно слить их воедино.
Интересно, что эта "магическая" практика базируется по сути на психологической теории деятельности — школе советской психологии, основанной А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. 

Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. (c) Wiki

Как это связано с цитатой выше? С точки зрения общепсихологической теории деятельности, восприятие объекта происходит лишь тогда, когда мы взаимодействуем с ним. Даже когда мы просто его осматриваем, мы примеряем к нему способы нашей возможной активности, как бы прощупываем его взглядом (цитата из лекций И.Журавлева). Если бы нас попросили определить предмет с закрытыми глазами, мы бы ощупывали его руками. Иными словами любой предмет вокруг нас встроен в систему наших возможных действий с ним. Таким образом наш взгляд на этот предмет заужен нашими знаниями, опытом и здравым смыслом, об этом и говорит дон Хуан.

А эта цитата к вопросу о здравом смысле (англ. common sense)
— Нас всех учат вступать в некое общее соглашение относительно всего, что связано с деланием, — мягко произнес он. — Ты даже понятия не имеешь, какую мощь, какую силу несет в себе это соглашение.
Но об этом следующий раз (если таковой будет).

еще немного к теории деятельности тут 

Комментариев нет:

Отправить комментарий