воскресенье, 27 августа 2017 г.

Широко закрытые глаза

«С широко закрытыми глазами» - последний кинофильм Стэнли Кубрика (1999).

Сюжет фильма навеян повестью Артура Шницлера «Новелла о снах» (1925), однако в повествование введены новые действующие лица, а действие перенесено из Вены 1920-х годов в современный Нью-Йорк.

"Билл и Элис Харфорд — супружеская пара, производящая впечатление счастливых людей, живущих своей размеренной жизнью в полном достатке. Но за фасадом идеальных отношений скрываются потоки ревности, неудовлетворенности, тайных желаний и жажды чего-то запредельного. Первый шаг делает Элис, рассказывая мужу о своих фантазиях. Терзаемый ревностью Билл идет дальше, выходя за рамки мыслей и слов. Он наяву отправляется в пьянящую сексуальную одиссею, ведомый соблазном и щекочущими нервы переживаниями. Если бы в начале пути он знал, что пределом его мечтаний станет возможность вернуться к своей привычной семейной жизни, он бы не поверил, ведь искушение вкусить запретный плод было слишком сильно…" (с) Кинопоиск 



Главный вопрос: о чем фильм? Или, по другому, что хотел сказать режиссер?

Юрий Арабов, например, утверждает, вслед за английским критиком Эдриеном Тернером, что Кубрик во всех своих фильмах исследовал генезис зла (см. черный монолит в 2001 год: Космическая одиссея, и тем более Заводной апельсин), и "Глаза" не исключение. Цитата: "Это фильм про то, что секс является змеиным яйцом, из которого выходит зло". На мой взгляд, мутное и очень спорное утверждение, потому что секс как виски, сам по себе не имеет коннотации, но он безусловно может служить инструментом контроля.

Последний фильм Кубрика многократно и подробно анализировался. Многие обозреватели указывали на то, что фильм напоминает сон или наркотический трип.
"...Отдельные сцены слабо увязаны между собой. Каждый встреченный главным героем персонаж, будь то женщина или мужчина, испытывает к нему сексуальное влечение, словно являясь проекцией его неудовлетворённых импульсов. ... Нуаровая стилистика тоже, как нельзя кстати — крайне запутанное действо, тягучая, "липкая" атмосфера фильма, нагнетание напряжения при отсутствии экшна, атмосфера недоверия, лжи, циничного фатализма. И главный герой, плохо понимающий, что с ним происходит и словно бы ведомый по сюжету против своей воли."
Сюда можно добавить постоянные переспросы, некоторые нестыковки (например, поездка на противоположную сторону улицы на такси) и, главное, хождение по кругу, то есть зацикливание (характерное для снов и навязчивых мыслей) и отыгрывание.

Я не буду повторять то, что уже о фильме сказано (ссылки на несколько интересных обзоров и анализов см. в конце статьи), а попытаюсь в рамках СПГС, дополнить картину несколькими новыми штрихами о характерах и возможных мотивациях главных героев, опираясь в основном на не-сновиденческие части фильма, которые можно опознать, в частности, по музыке Д.Шостаковича. Дополнительно, рассмотрю, как показано в фильме взаимоотношение элиты, среднего класса и народа (wealthy people vs. rich people vs. poor people), и что, на мой взгляд, скрывает оккультная оргия.

Кому интересно, welcome под cut.

Начать анализ предлагаю с названия, которое, с одной стороны, может содержать подсказку к ответу на главный вопрос. C другой, запрограммировать зрителя на определенное восприятие. (Cм. например титры, разделяющие части повествования в Космической одиссее.)


Фраза "Eyes wide shut" является результатом творческого обращения с идиомой "with (one's) eyes (wide) open" - полностью понимать, что происходит/произойдет. Shut/closed антонимы к open. Если сконструировать фразу с полностью противоположным к идиоме смыслом получится "eyes tightly closed" or "eyes shut tight". Wide c shut/close не стыкуются семантически, то есть название фильма не имеет прямого смысла, это оксюморон.

Моя версия:
С точки зрения формы - глаза открыты, человек думает, что все понимает. 
С точки зрения содержания - "ментальные" глаза закрыты, человек находится в плену иллюзий, в аффекте, спит, пьян, под наркозом или умер (см. БёрдманБойцовский клуб, DeadmanВнутри Льюина ДевисаПсихическое vs. реальноеО Смысле Всего Сущего и They live). Остается только понять, а ком это сказано.

Далее, заострю ваше внимание на некоторых общих сведениях о героях фильма:
  • Биллу 35 лет (в данном вопросе, я думаю, возможно опереться на текст Траумновелле), Элис немногим моложе. 
  • Билл и Элис в браке 9 лет, что означает, что Биллу было 26 лет в момент бракосочетания.
  • У Билла и Элис 7-ми летняя дочь Хелен. Это означает, что брак был заключен не по "залету".
  • Билл преуспевающий врач общей практики (терапевт). У него есть пациенты из высших слоев общества. Он обеспеченный человек, у него сексапильная жена и милая дочка, но он все время занят на работе (например, Элис не особенно удивляет, что Билл собрался в офис на ночь глядя).
  • Элис в момент повествования не работает (раньше управляла арт-галереей, которая разорилась (почему это интересно?)).

1. Alice


Первые кадры с Элис, отделены от всего остального нарратива, они идут до названия фильма. Это та же комната, которую показывает Кубрик через 5 секунд, когда оттуда выходит Билл искать свой бумажник, но в ней уже немного другое расположение вещей, то есть события происходят в разное время. Короткий эпизод с раздеванием можно считать эпиграфом фильма. Раздеться значит раскрыть карты, перестать притворяться.



Обнажение Элис своих фантазий, чувств, снов является ключевым событием истории. Именно её слова запускают "ядерные" реакции в голове Билла, будят его ревность, и побуждают хаотически действовать. Насколько намеренно Элис проговаривается о своих мечтах об офицере? На мой взгляд это спланированный перформанс. Зачем она это делает? Рассмотрю два возможных варианта мотивации исходя из следующих предпосылок:
  • Элис не работает, при этом она, по сути, заперта дома (см. как проходит её день после бала).
  • Элис и Билл в браке 9 лет, это довольно долго и скорее всего они уже пресытились друг другом (На это косвенно указывает то, что они курят траву перед/вместо секса).
  • Элис понимает, что Билл к ней относится как к функции: жена, эскорт-красавица, мать. Он не смотрит не неё, не ревнует её, она для него предмет - нечто ставшее привычной деталью пейзажа. 

Фея крестная

У Элис дома много времени на размышления, она понимает, что её отношения превратились в брак ритуал, жить стало скучно, каждый новый день напоминает вчерашний. Прекрасными способами расшевелить зашоренного мужа являются флирт с другими мужчинами, рассказ о своих сексуальных фантазиях или эротических снах, придуманный или реальный рассказ о поклоннике и др. Это поможет вернуть интерес мужа, а значит контроль над ним. Одновременно можно своего довольно примитивного, судя по рассуждениям о женщинах (см. скрипт травяного диалога ниже), мужа развить до интересного и более непредсказуемого партнера. Таким образом перед нами разворачивается обучающая игра взрослой и развитой Элис с инфантильным Биллом (был ли он всегда таким, или просто со временем поменял жену на работу (см. "Плезантвиль" - "Дорогая, я дома"), читайте ниже). В последнем эпизоде она, как настоящий гуру, предлагает к случившемуся "отнестись как к опыту и интегрировать его в супружескую жизнь".

Ведьма

С другой стороны, Элис может относится к Биллу также функционально, как и он к ней. Он для нее муж (=статус замужней женщины выше, чем не-замужней) и источник ресурсов (она не работает). Как умный потребитель, Элис понимает,  что бесплатного сыра не бывает, и, таким образом её задача сделать так, чтобы Билл продолжал снабжать её ресурсами, при этом ничего не требовал взамен и спал на коврике в коридоре (или вообще можно от него избавиться, статус разведенной женщины или вдовы выше, чем замужней, см. такой крайний случай в Gone Girl). Самый эффективный способ добиться поставленной цели - заставить Билла чувствовать вину за некий совершенный в реальности или в виртуальном мире проступок, лучше всего предательство, измену (см. диалог из "Москва слезам не верит")

- Ну а когда он все узнает - поздно, ко мне привык, ребенка обожает, без меня жизни не представляет, еще и прощения просить будет.
- За что?
- Ну, к тому времени найдется за что.


How It's Made

На балу пара разделяется. Происходит это по инициативе Элис, которой необходимо найти предлог и оставить Билла на некоторое время одного, чтобы к нему прилипли какие-нибудь девахи (на самом деле даже не важно, прилипнут ли они, главное что Билл будет какое-то время предоставлен самому себе, а значит уже "будет за что просить прощения"). Одновременно можно прокачать вариант с поклонником, что и происходит при участии белого кролика венгра-соблазнителя. Заметим, что Элис хотя и флиртует, но отказывается от "продолжения банкета" в галерее, её цель не адюльтер.

После бала, Кубрик показывает обычный день Элис и Билла. Билл на работе. Заметим, что няню Харфорды нанимают только на время бала, поэтому Элис весь день "работает" дома с дочкой. Вечером происходит демонстрация папе возможностей дочки в качестве доказательства, что день был проведен с пользой благодаря маме. Далее следует прием расслабляющих средств народной медицины, инициатором которого по сценарию является Элис. Можно было точно также обойтись алкоголем, но в любом случае нужно было какое-то химическое обоснование для получения диффузии ответственности за все, что было сказано.

Я не буду в подробностях разбирать, как Элис раскатывает беднягу Билла, замечу только, что Элис все время, пока Билл шлялся неизвестно где и с кем, сидит дома, занимается с дочкой математикой, демонстрирует свою образцовую домохозяйкость и мамочковость, не забывая в перерывах проверять шкафы, ящики, карманы и кошелек мужа на предмет сигарет /презервативов контрафакта.
Итог:
  • Виртуальность (то что нельзя проверить): рассказ Элис об офицере, рассказ Элис о сне.
  • Реальность: Билл несколько раз пытается изменить супруге, попадает в переплет на тайном сборище, чудом избегает заражения ВИЧ, чувствует вину за смерть Мэнди, потом видит маску на своей подушке, ломается и рассказывает все маме Элис. Он раздавлен и лежит под каблуком. 
Элис немного поплакала для порядка, но это были слезы радости, она добилась своей цели. Зачем Элис предлагает Биллу в конце срочно заняться сексом? Во-первых, чтобы закрепить сложившееся положение вещей: Элис святая женщина/жена/мать, Билл грязный предатель, обязанный теперь замаливать свои грехи до конца жизни, то есть секс это как печать и подпись на контракте с дьяволом. Во-вторых, чтобы дать "мальчику" положительное подкрепление - все правильно сделал, продолжай в том же духе.


Алиса в зазеркалье


С персонажем Элис тесно связана в фильме тема зеркала. Многие справедливо находят в этом аллюзию на Кэрроловскую Алису. Кубрик часто показывает Элис перед зеркалом, и всегда это предшествует следующему этапу разоблачения. В частности Элис снимает очки, которые являются её маской - она в очках, когда выполняет социальные функции: мать/жена/домохозяйка (о теме маски, подробнее ниже).

Кстати, как не смешно, но в книгах Кэррола про Алису присутствует и Билл. Это ящерица, которую Алиса выпинывает через дымоход в первой книге, а потом встречает в жюри присяжных во второй.


2. Bill 


Если я не ошибся в расчетах, то Билл женился, еще не закончив интернатуру. Довольно рано, особенно учитывая серьезную учебную нагрузку, хотя и соответствует среднему возрасту вступления в брак в США. По сценарию, Билл имел натянутые отношения с отцом, а врачом решил стать из-за  интереса к женскому телу, изучить которое самостоятельно, без диффузии ответственности, не мог. Вероятно Билл был ботаном-отличником, это можно понять из первой беседы с Ником-пианистом (см. скрипт ниже). Он удачно трудоустроился в престижную семейную клинику и довольно скоро стал очень хорошим врачом, то есть таким, которому доверяют пациенты. Судя по сцене у Лу Натансона, он выстраивал доверительные дружеские отношения с пациентами и их родственниками. Он зарекомендовал себя как безотказный доктор (once a doctor, always a doctor), для которого на первом месте его работа, который может приехать и оказать помощь в любое время суток. Как раз такой и был нужен Зиглеру. 

У меня сложилось следующее общее представление о Билле: он скорее всего старший ребенок, которому пришлось в рамках Эдипова комплекса противостоять не только отцу, но и младшему брату/сестре, не-дополучивший материнской любви, и поэтому боготворивший мать. Пытаясь вернуть внимание матери, он стал упорным, высоко-мотивированным трудоголиком, который к моменту вступления в брак вряд ли имел особенно большой опыт отношений с женщинами (см. например его общение с Домино). На жену он сделал психический перенос материнской фигуры, и Элис стала для него идеальной любовницей-матерью.

Можно говорить, что Билл очень сильно любит Элис, но любовь эта слепа, потому что абсолютна, и основана на переносе образа матери, а не на реальных заслугах/личности/внешности Элис. Но любовь ребенка к матери имеет и свою обратную сторону: Элис воспринимается как нечто неизменное/вечное, думающее только о "ребенке" существо, при этом настоящие желания/запросы/мнения реального человека просто игнорируются "ребенком". Словом, как уже сказано выше, Элис для Билла функция, а не живой человек.

Рождение ребенка не дало фатальных трещин в устоявшейся картине мира Билла, поскольку родилась девочка. Тем не менее, он судя по всему обычно проводит на работе большую часть своего времени, являясь по сути "воскресным" папой не принимающем участия в воспитании/развитии дочери.




По отношению к противоположному полу он социально адекватен (это видно из разговора с моделями на балу), но поскольку его интерес к женскому-материнскому телу удовлетворен женой, а запрос на разнообразие тел он сублимирует на работе, его существующее положение дел устраивает, и он не ищет развлечений на стороне.

Когда Элис устраивает "варфоломеевскую ночь", Билл испытывает одно из самых страшных потрясений в своей жизни. "Мать", опять, уже не первый раз в его жизни, расщепилась на две половины = добрую фею (любящая и обожаемая мать, жена, любовница) и злую ведьму (предательница, змея, шлюха). Расщепление "матери" для ребенка означает потерю своей собственной целостности, потому что ребенок, в данном случае Билл, плохо от "матери" сепарирован. Но в этот раз когнитивный диссонанс Билл испытывает и на сознательном уровне, потому что в момент признаний Элис он ясно понимает, что она его так, как этого офицера, никогда не любила ("my whole fucking future" см. скрипт) и его уютный понятный стабильный мир (перенос структуры материнской утробы) разваливается на куски (метафора рождения).

Далее мы наблюдаем приключения блудного Билла, которые в итоге все равно заканчиваются возвращением к "матери" причем на её условиях (см. про Элис выше). Я склонен считать, что все-таки это был не сон и не галлюцинация, а просто нам показали события как бы "из глаз" Билла, мы смотрим на мир через его персональный искажатель реальности. Например, с самого начала ночной одиссеи все время происходят подмены того, что Билл ожидает увидеть: сначала Элис как подменили, потом Мэрион вешается на шею, потом подменили хозяина магазина одежды, посещение замка заканчиваются судилищем, а не приятным времяпрепровождением с сисястой незнакомкой, вместо Мэрион на второй день, трубку берет Карл, вместо Домино дверь открывает Салли и др. Все это является афтешоками подмены (=расщепления) "матери".

Почему все (модели, приглашавшие поискать где кончается радуга*, студенты, унижающие его на улице, Мэрион, Домино, дочь венгра в магазине,  незнакомка на оргии, администратор в отеле и др.) хотят, в прямом или в переносном смысле, Билла? Поведение этих людей отражает желания самого Билла, который, как старший ребенок, недополучил любви в детстве, и будет испытывать её недостаток всю оставшуюся жизнь. Дополнительно, это говорит о эгоцентризме Билла, с его точки зрения он ось, вокруг которой вращается мир. Именно поэтому, на мой взгляд, его ночная одиссея напоминает сон или галлюцинацию. Билл живет в виртуальном, искусственном, слабо совпадающем с реальностью мире, созданным его собственными эгоцентричными представлениями/убеждениями/желаниями.

Почему же нуждающийся в любви Билл не принимает признания Мэрион, отвергает доступное и относительно безопасное приключение с Домино (тогда он еще не знает про её диагноз), а потом сразу же устремляется за Ником на таинственное собрание? На мой взгляд, дело в том, что Билл хоть и испытал мощнейший когнитивный диссонанс, не равно остается не-сепарированым от "матери". Его попытки изменить Элис, это виртуальные измены по принципу "назло маме отморожу уши". Совершить же реальную измену Биллу очень затруднительно. Например в сцене с Домино, именно она его тащит к себе чуть ли не силком, но в самый ответственный момент звонит "мамочка" и "спасает" Билла. Изменить маме-Элис для Билла равносильно измене себе самому. Он тем самым реально встал бы на пугающий его путь сепарации от матери, то есть своими руками расщепил бы её психический образ и одновременно уничтожил привычного себя (то есть родился бы).


Маска


С персонажем Билла в фильме тесно связана тема маски. Это социальный фасад Билла.
Его основная маска это его профессия (I'm a doctor) и он тычет каждому встречному своим удостоверением, и это работает, открывает ему все двери. Это можно трактовать как глубокую убежденность Билла в том, что его профессия самая главная и важная в мире, что еще раз подтверждает инфантильный эгоцентризм Билла.

Поскольку фигура доктора для большинства людей "родительская", вызывающая смесь доверия, уважения, страха и надежды, то это крайне удобная маска для эгоцентрика, которая, просто своим наличием, делает за него половину коммуникативной работы (белый халат = сильная позиция). Кроме того, маска работает в обе стороны. Билл особенно держится за эту маску после "расщепления" потому, что она продолжает создать, в первую очередь для него самого, видимость его собственной целостности, в ней он все еще мнит себя успешной, улыбчивой и беззаботной версией себя.

Еще одна особенность персонажа Тома Круза это связь с деньгами. Билл постоянно что-то кому-то отслюнявливает и чувствует себя при этом бодро и уверенно. Даже имя у него говорящее. Интересно, что при этом он не знает где его кошелек, что наводит на мысль, что у Билла на самом деле не выстроены правильные отношения с ресурсами вообще, и с деньгами в частности. Деньги для Билла очередная маска, маска богатства и успешности, он не знает их настоящей ценности и возможностей, а хозяйство за него ведет мама Элис (см. в конце фильма поход в магазин игрушек, где "разбитая горем" Элис тем не менее не забывает посмотреть ценник на плюшевом медведе).

Помимо эпизода с оргией, маски в фильме постоянно показывают рядом с постелями (дочери Билла, Лу Натансона, Домино, наконец, на подушке рядом со спящей Элис), что указывает на то, что постель, одно из немногих мест, где человек может и должен быть самим собой, остается зоной, в которой точно также царит лицемерие и обман/самообман. Если даже в постели на человеке остается его маска, то где же в таком случае человек настоящий?


К вопросу об актерском мастерстве

Я прочитал и сценарий фильма, и первоисточник "Новеллу о снах", и могу подтвердить, что Билл в исполнении Тома Круза в фильме значительно отличается от своих прототипов. Согласен, что "Герой Тома Круза инфантилен, как фактически и все персонажи в исполнении этого актёра. Выбор Кубрика был идеален: нестареющий подросток как нельзя лучше подошёл замыслу фильма."


Похоже, что Круз и Кидман привнесли в фильм довольно много личного, что Кубрик старательно поощрял. Во-первых, он специально искал на роль Харфордов актеров-супругов, и позже заставил их поделиться с собой своими реальными семейными проблемами. Во-вторых, принял ряд мер к еще большему слиянию актеров со своими персонажами. Например, грань между реальностью и тканью фильма была намеренно размыта. Актеры по сути жили все время съемок в квартире Харфордов. Кроме того, для усугубления конфликта и недоверия между персонажами, Кубрик инструктировал каждого актера по отдельности, запрещая им читать тексты друг друга. Для всего одно-минутного эпизода любовных игр Элис с офицером, которые представляет себе Билл, Кубрик снимал материал 6 полных дней, в течении которых Николь Кидман снималась обнаженной с мужчиной-моделью. Кубрик не только заснял эту пару в 50 сексуальных позициях, но и отказал Крузу в присутствии на съемках, а Кидман запретил рассказывать мужу о том, что происходило на съемочной площадке. Как чувствовал себя после этого Том Круз? Напоминает историю о том, как обошелся Андрей Тарковский с Николаем Бурляевым на съемках картины "Андрей Рублев", когда подговорил всю съемочную группу высказывать негативные впечатления о работе молодого актера, чтобы получить в итоге настоящую неуверенность, граничащую с отчаянием.


3. Wealthy people vs. rich people vs. poor people


Не ясно, как Билл стал личным врачом Зиглера, потому что, судя по контингенту и интерьерам клиники, она не супер престижная и дорогая. Вероятно, Билл стал известен в узких кругах через "сарафанное радио" пациентов, возможно через того же Лу Натансона. Тем не менее, на балу Харфорды чувствуют себя не в своей тарелке - чувствуется разница в статусе. Например, Билл и Элис приезжают в гости к Зиглеру на такси, а непосредственно перед этим показывают стоящий перед домом лимузин.


- Do you know anyone here?
- Not a soul.
- Why do you think Ziegler invites us to these things every year?
- This is what you get for making house calls.
 Мне приглашение Билла и Элис на бал напоминает сцену с подобным балом у Флобера в "Госпоже Бовари", кстати, там героями тоже являются врач и его неработающая жена:
"...В эпоху Реставрации маркиз отправлял должность статс-секретаря... В летнюю жару у него образовался нарыв в горле, и Шарлю каким-то чудом удалось, вовремя прибегнув к ланцету, быстро его вылечить. Управляющий имением, посланный в тот же вечер в Тост уплатить за операцию, доложил, что видел в докторском саду чудные вишни. Так как в Вобьесаре вишни росли плохо, то маркиз попросил несколько отростков у Бовари, а затем счел своим долгом поблагодарить его лично, познакомился с Эммой и нашел, что она хорошо сложена и здоровается не по-деревенски; одним словом, в замке пришли к заключению, что если пригласить молодых супругов, то это не уронит достоинства владельцев замка и не будет бестактностью по отношению к другим приглашенным."
В фильме показаны как минимум три социальных слоя: элита (Зиглер и Ко), средний класс (Харфорды) и обычные люди (таксисты, няни, слуги, бармены, проститутки и др.). Кубрик показывает местожительство представителей каждого социального класса: дом Зиглера (Midtown), квартира Харфордов (Central Park West) и клетушка Домино (Greenwich Village), и в каждом доме мы имеем возможность посмотреть на ванные комнаты. Это вообще фишка Кубрика, он показывает ванную или туалет во всех своих фильмах, что указывает на его собственные фиксации.

В оппозиции к гостиной или прихожей, ванная комната это интимная зона хозяина дома, и потому, насколько она прибрана и удобна, можно судить о том, насколько у человека выстроены отношения со своими естественными потребностями в частности, и со своим телом вообще. Сравните захламленную, крошечную, грязную, да еще и совмещенную с кухней, ванную Домино (cozy place, по выражению Билла) и роскошную ванную комнату Зиглера, увешанную картинами и даже снабженную рабочим столом. Думаю, Кубрик намекает, что порядок в сортирах, напрямую отражающий порядок в головах, положительным образом сказывается на благополучии владельцев и их положении на социальной лестнице. (Интересные мысли по поводу символизма ванных и туалетов у Кубрика можно почитать здесь).

Каждый социальный слой обслуживает вышестоящий по социальной лестнице. Билл встречает на балу однокашника Ника, который там работает. Но, на деле, и Билл на балу работает - откачивает Мэнди. В Сомертоне Ник опять работает, а вот Билл не работает и сразу получает по шапке (читай разбор ниже). Билл, в свою очередь, пользуется услугами таксистов, барменов, медсестер, но его отношения с ними редко выходят за рамки оплаты их труда и формальной вежливости (например, он даже не помнит имя няни). Билл просто покупает все и всех, чего не скажешь, например, об отношении Зиглера к самому Биллу (см. ниже), что, на мой взгляд, отражает одно из кардинальных отличий wealthy people от основной массы людей.

В дополнение к теме различий между социальными классами, можно вспомнить, что Ник, представитель скорее народа (на это указывает, в частности, состав семьи), оказывается договоро-непригодным, потому что разглашает конфиденциальную информацию. В тоже время Зиглер, представитель элиты, выдает карт-бланш доверия "своим людям" Нику и Биллу. Когда Ник нарушает договор, за этим следует немедленный отзыв доверия и отношения (деловые и человеческие) заканчиваются навсегда. При этом Зиглер не только не рвет отношения с доставившим неприятности Биллом, но и защищает его от него самого, организует сопровождение для его же безопасности, приглашает к себе и пытается успокоить, прояснить сложившуюся ситуацию.




Мне версия событий Зиглера кажется правдоподобной. Билл приезжает в Сомертон на такси, этим вызывает подозрение службы охраны, которая проверяет его пальто и находит квитанцию на аренду смокинга с ФИО. Зиглер говорит, что судилище над Биллом было постановочным и сделано это было для того чтобы отбить у Билла всякую охоту болтать о том, что он видел и уж тем более повторять этот опыт. Я думаю, это была не просто постановка, это был заранее подготовленный перформанс на случай появления случайных людей на закрытой вечеринке (см. разбор ниже).  Кроме того, это одновременно было и развлечением для гостей.

Зиглер (предполагаю, что на вечеринке он в маске баута), пытаясь предупредить Билла, подсылает к нему даму, которая предлагает уединиться, а на самом деле, должна, без длительных разъяснений, увести Билла из особняка. Но возвращается уже проинструктированная дама с перьями, и далее разыгрывается комедия с судом и последующим жертвоприношением.

Думаю, с одной стороны, Зиглер пытается помочь Биллу,  потому, что считает себя обязанным за помощь в ситуации с Мэнди. Кроме того, Билл, как врач Зиглера и человек "видевший его ванную комнату", знает довольно много эксклюзивной/интимной информации о Зиглере. С другой стороны, Зиглер, как представитель элит, несколько по другому выстраивает отношения со "своими людьми", не только на основе денег (см. выше). С третьей стороны, Билл, персона ассоциированная с Зиглером, также как и Ник (см. скрипт), и Зиглер несет ответственность за их действия перед "теми людьми". Так кто же эти люди?


Сомертон

1. Иллюминаты?

Некоторые комментаторы считают вечеринку в Сомертоне тайным оккультным собранием иллюминатов/масонов/тайных правителей/закулисных кукловодов и др (см. ссылки в конце статьи).



Многие комментаторы также указывают на то, что эта оргия наследует римским Сатурналиям, ежегодным празднествам в Древнем Риме в честь бога Сатурна, устраивавшимся в связи с окончанием земледельческих работ (вторая половина декабря). "В дни сатурналий царила свобода половых отношений. Слово "сатурналии" сделалось нарицательным для обозначения разгульных пиршеств и оргий", см. здесь выдержки из Золотой ветви Д. Фрэзера и Происхождение семьи, частной собственности и государства Ф. Энгельса. "Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать." И, самое интересное, "рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обыденных трудов, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги".

Странно получается. Вот Билл по всем признакам подходит под определение "раба" Зиглера, конечно в современной форме этого института, но его не только не приглашают на праздник, но и "судят" за незаконное проникновение. Почему? Уж не выступает ли Зиглер сам в роли слуги и "раба", и это его приглашают на сатурналии в Сомертон, так же как он, в свою очередь, пригласил слугу и "раба" Билла на свои сатурналии - рождественский бал? Действительно, как можно понять из диалога Билла с Зиглером (см. скрипт ниже), последний не причисляет себя к хозяевам мероприятия, он называет их "теми людьми". Сравните также Сомертон и дом Зиглера, они соотносятся примерно также, как последний с квартирой Билла.

Все же у меня остаются сомнения насчет всемогущества супер-элитных хозяев Сомертона прежде всего из-за происходящего на собрании "ритуала".


2. Мошенники?

С незапамятных времен в человеческих сообществах существовали шаманы, жрецы, маги, священники, гуру  и подобные им любители ввести в заблуждение своих малообразованных соплеменников, убедив их, что они избраны неким сверхъестественным существом и могут не только говорить от его имени, но и донести просьбы до его ушей. Все это нужно только и исключительно как инструмент контроля над людскими массами через религию, мифологию, оккультизм, секты и др.

Возможно, таинственная супер элита, это группа людей, которые претендуют на статус жрецов, и пытается убедить в своей власти и силе богачей, то есть людей обладающих реальными ресурсами. Для убеждения они используют базисные иллюзии и ожидания зрителей от оккультного собрания: зловещая атмосфера, музыка и освещение, люди в масках, непонятные обряды, групповой секс и др. Многие комментаторы фильма отмечают, что Сомертон единственное место в фильме, в котором нет елки, и это понятно - именно с помощью оппозиции лепятся пространства претендующие на статус чужого/потустороннего и уже только поэтому обладающего силой и властью.

Я считаю, что не только суд над Биллом был на вечеринке постановочным. Практически все, что показывает Кубрик в этом эпизоде фейк, шоу, буффонада.




Вполне возможно, что Сомертон, это просто арендованный на сутки особняк, а не собственность таинственных масонов. Ритуал никакого смысла, по крайней мере видимого, не несет - из пентаграммы не вылезают демоны, и Красный плащ не начинает превращать воду в вино и тд. Или, например, возьмем занимающихся сексом тут и там людей. Я считаю, что это нанятые порноактеры/актрисы. Для того чтобы сделать такой вывод достаточно сходить на пляж или в общественную баню и увидеть насколько люди обычно телесно несовершенны. Ну или посмотреть на волосатый живот Зиглера в эпизоде на балу. А Кубрик показывает молодых, красивых, атлетически сложенных людей, привычных к постороннему взгляду.

То есть получается, что "супер элита" это банальные мошенники, пытающиеся объегорить глупых толстосумов через вовлечение в подобие секты? Думаю, не все так просто.


3. Продвинутые родители?

В любом человеческом сообществе начиная с определенной численности начинается расслоение, и элита не исключение. Возможно, всех присутствующих в Сомертоне можно разделить на внутренний круг, посвященный в то, что это инсценировка, и остальной "народ", принимающий все за чистую, непонятную, и от того жутко интересную монету.  Что касается оргии, то, думаю, что среди гостей вполне могли найтись любители группового секса и они наверняка с удовольствием поучаствовали в перформансе, но в общем и целом, мне это напоминает скорее вечеринку золотой молодежи, подобную показанной Феллини в "Сладкой жизни". То есть остальной "народ" это элитная молодежь, люди получившие свой статус и богатство не умом и трудом, а случайно?

Если ясно заранее, что молодежная часть элиты, будет собираться на закрытых вечеринках и творить там какие-нибудь элитно-молодежные непотребства, то, с точки зрения управления и контроля, эффективным решением будет организация такого рода вечеринок. Небольшой, и скорее всего не полный список того, что понимается под управлением и контролем в данном случае:
  • обеспечение 100% безопасности участников (беспримесный кокаин, настоящий алкоголь, здоровые сексуальные партнеры, качественная быстрая медицинская помощь в случае необходимости и др.);
  • предотвращение нежелательных активностей (драки, аварии, хулиганство, вандализм и др.) внутри и вне пределов контролируемого периметра;
  • сексуальное развитие (расширение диапазона чувственных ощущений), необходимое для интеллектуального развития и поддержания хорошей формы;
  • предоставление и контроль возможности для завязывания нужных контактов, связей, в том числе через секс;
  • сбор эксклюзивной/интимной информации об участниках, через "заглядывание в их ванные комнаты".

Таким образом, внутренний круг выступает в роли эффективных менеджеров, этаких умных настоящих или метафорических "родителей" на "детском" празднике, удовлетворяя неотторжимые потребности "детей", но не забывая и про свои интересы, потому что внутри элиты всегда идет борьба за власть/влияние, а такие мероприятия позволяют лучше контролировать текущих/будущих конкурентов.

Это все?
Очевидно нет. Из разговора с Биллом видно, что Зиглер находится под некоторым впечатлением от присутствия на party. Он говорит Биллу, что тот бы плохо спал, если бы узнал имена "тех людей", то есть членов внутреннего круга. Думаю, список организаторов и гостей включает в себя имена всех окрестных высокопоставленных особ, начиная от сенаторов, олигархов, мэра города и заканчивая лидерами профсоюзов. Какой смысл этим людям присутствовать на молодежной вечеринке?


4. Эффективные менеджеры и бизнесмены

Предлагаю свою версию событий в Сомертоне. Я считаю, что такие собрания организуются представителями действующей власти и бизнесменами для проведения переговоров по совместным проектам этой самой власти, крупного бизнеса и криминала/мафии. Большая часть гостей Сомертона смотрела или участвовала в шоу, которое, в реальности, было нужно только для прикрытия картельных сговоров и коррупции. Я уверен, что во время ритуала и показной оргии небольшая часть действительно серьезных людей в отдельном помещении вела переговоры о своих действительно серьезных делах с целью, например, попила действительно серьезных денег налогоплательщиков. Ситуация аналогична вечеринкам в "Великий Гетсби" Ф.С. Фицджеральда. Не обязательно такие переговоры проходят каждом на собрании, возможно они вообще очень редки, но это мастерски подготовленная и реализованная маскировочная инфраструктура для их проведения, которая, как это обычно бывает у эффективных менеджеров, убивает в процессе еще и других "зайцев"(см. выше "детский праздник").

Возникает закономерный вопрос, зачем все так сложно? Мне кажется тут уместной метафора двойного конверта (см. аналогичную ситуацию у Э.По в "Похищенном письме"). Имя на первом конверте автоматически аннулирует все вопросы об адресате, потому что все и так понятно, а склонности к анализу большинство людей не имеет.

А зачем устраивать закрытую вечеринку со входом по паролю, который легко компрометируется? Это сделано специально. Псевдооккультные практики это и есть "внешний конверт", поэтому информационные утечки о них нужны организаторам.

А зачем нужны маски, если все друг друга все равно знают? Легальные, приглашенные гости знают друг друга, но зато никого не узнают случайные и засланные "казачки" вроде Билла. Организаторам нужна утечка о самой оргии, но не нужна о присутствии на оргии конкретных бизнесменов или власть имущих. Нужно чтобы была обезличенная информация о ритуалах, оргиях, связи с потусторонним и сверх-естественным. Все это и делает иллюминатов иллюминатами.

Иллюминаты это информационный конструкт, который, по аналогии с удовлетворением потребности молодежи к сексуальным приключениям (см. выше), удовлетворяет потребности части общества к выяснению корня/причины неуспешности/неустроенности/бедности этой части населения. Когда есть потребность повесить всех собак на какого-то внешнего или внутреннего врага, пожалуйста - под это фабрикуется специальная виртуальная сущность. Она прячется, но так, чтобы её легко можно было обнаружить. Конспирологи "видят" имя на внешнем конверте и дальше уже не копают.

Почему маскировка реализована именно в виде оргии? Это соответствует ожиданиям "конспирологов", потому что последние, по тем или иным причинам, лишены сексуальной свободы, и, естественно, в рамках "развешивания собак", приписывают реализацию своих тайных желаний иллюминатам.

Зачем нужен перформанс с судом над Биллом? Само присутствие Билла закономерно, потому что утечка пароля неизбежна. Он получает в руки "внешний" конверт. Далее его как следует пугают, опять же в стиле "внешнего конверта" - нельзя портить легенду. После этого Билла выпроваживают и он становится вирусным агентом, который участвует в распространении необходимой организаторам информации - иллюминаты практикуют сатанинские обряды и через это правят миром.

Забавно, и одновременно печально, что Билл, а вместе с ним и многие посмотревшие фильм, не верят Зиглеру, который по сути все выкладывает, как на духу. Он говорит, что это инсценировка, фейк, фарс, но люди продолжают строчить расследования про иллюминатов и масонов. Мне кажется, это особенность подобных "двух-конвертных" информационных маскировочных схем. Будучи запущенной один раз, используя искреннюю веру эгоцентриков в то, что в их бедах виноваты какие-то зловещие могущественные силы, они продолжают работать даже если стало известно "имя" на "внутреннем конверте"



4. Закрытые "ментальные" глаза


Пора подвести итоги расследования.


Чьи глаза широко закрыты?

Во-первых, конечно, глаза Билла. Они были закрыты и остаются закрыты несмотря на потрясения, которые он пережил.
Во-вторых, глаза конспирологов, которые вместо того чтобы самим развиваться, учиться, повышать свою эффективность, креативность, конкурентноспособность, занимаются поисками причин своей не-успешности вовне.
В-третьих, глаза идеалистов, которые верят, что существует настоящая демократия и выборная власть, которая не будет пытаться использовать свое положение для обогащения.
В-четвертых,  кадры с Элис в начале фильма и следующее сразу за ними название фильма вместе дают вполне прозрачный намек на "широко закрытые глаза" - если ваше внимание приковано к красивой женщине, тем более раздетой (см. стихи Франсиско де Кеведо про рапиру), то ваши ментальные глаза закрыты, вы вряд ли можете ясно мыслить.


О чем фильм?

Я думаю фильм об невежестве и мифах, которые определяют судьбы практически всех людей в этом мире, "змеиное яйцо, из которого выходит зло" это эгоцентризм и конформизм современного человека.




Оставшиеся вопросы :
  1. Роль живописи в фильме "Широко закрытые глаза". Если какой-нибудь искусствовед  возьмется за анализ картин, которых в фильме предостаточно, я буду счастлив почитать об этом. Сам пока не готов, возможно позже вернусь к этому вопросу.
  2. to be continued


*) Where the rainbow ends - оказывается есть такая детская пьеса начала XX века, которая послужила прообразом "Хроник Нарнии" Клайва Льюиса


Дополнительная информация:

О фильме

  1. Фредерик Рафаэл: «Замок Кубрика»
  2. 13 Facts You May Not Know About Stanley Kubrick’s ‘Eyes Wide Shut’
  3. Inside the Epic, Secretive Film Shoot that Pushed Tom Cruise and Nicole Kidman to Their Limits
  4. Roger Ebert Review
  5. Другое кино, обзор.
  6. Психологический анализ фильма С.Кубрика "С широко закрытыми глазами"
  7. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  8. К. Перетрухина Философия Стэнли Кубрика: от Алекса до Барри Линдона и обратно.
  9. 'Eyes Wide Shut' And The Paranoid Style In American Pop Culture
  10. Eyes Wide Shut: Dream Movie by Leon Saunders Calvert
  11. Статьи на Скрытый смысл: 1, 2.
  12. Про иллюминаторов "Скрытые и явные послания в фильме С.Кубрика "С широко закрытыми глазами" части 1, 2, 3.

Скрипт первого диалога с Ником

B: Nightingale. Nick Nightingale
N: Oh my God, Bill! Bill Harford! How the hell are you, buddy?
B: How long has it been?
N: I don't know. 10 years?
B: And a couple. Do you have time for a drink?
N: Sure
B: You haven't change a bit
N: Thanks, I think. So, how are you doing?
B: Not too bad, you know. Not too bad. I see you've become a pianist
N: Oh, yes. Well, my friends call me that. How about you? You still in the doctor business?
B: You know what they say, once a doctor, always a doctor
N: Yes, or in my case, never a doctor, never a doctor
B: I never did understand why you walked away
N: No? It's a nice feeling. I do it a lot.
B: Cheers

Скрипт "травяного" диалога

A: Tell me something. Those two girls... at the party last night... Did you... by any chance ... happen to... fuck them?
B: What? What are you talking about?
A: I'm talking about the two girls... that you were blatantly hitting on.
B: I wasn't hitting on anybody.
A: Who were they?
B: They were just a couple of models.
A: And where did you disappear to with them for so long?
B: Wait a minute. Wait a minute. I didn't disappear with anybody. Ziegler wasn't feeling too well... and I got called upstrairs to see him. Anyway, who was the guy you were dancing with?
A: A friend of the Zieglers
B: What did he want?
A: What did he want? ... What did he want? Sex... upstairs. Then and there.
B: Is that all?
A: Yeah, that was all.
B: Just wanted to fuck my wife.
A: That's right
B: Well, I guess that's understandable
A: Understandable?
B: Because you are very... very beautiful woman.
A: Wait. So... Because I'm a beautiful woman... the only reason any man ever wants to talk to me... is because he wants to fuck me. Is that what you're saying?
B: Well, I don't think it's quite that black and white... but I think we both know what men are like.
A: So on that basis I should conclude that you wanted to fuck those two models.
B: There are exceptions.
A: And what makes you an exception?
B: What makes me an exception...  is that I happen to be in love with you and because we're married and because I would never lie to you or hurt you.
A: Do you realize that what you're saying... is that the only reason you wouldn't fuck those models... is out of consideration for me? Not because you really wouldn't want to.
B: Let's just relax, Alice. This pot is making you aggressive.
A: No! It's not the pot. It's you! Why can't you ever give me a straight fucking answer?
B: I was under impression that's what I was doing. I don't ever know what we're arguing about here.
A: I'm not arguing. I'm just trying to find out where you're coming from.
B: Where I'm coming from?
A: Let's say... let's say, for example, you have some gorgeous woman... standing in your office... naked... and you're feeling her fucking tits. Now, what I wanna know... I wanna know what you're think about when you're squeezing them.
B: Alice, I happen to be a doctor. It's all very impersonal and you know there's always a nurse present.
A: So when you're feeling tits, it's nothing more than your professionalism? Is that what you're saying?
B: Exactly. Sex is the last thing on my mind when I'm with a patient
A: Now, when she us having her little titties squeezed... do you think she ever has fantasies about what handsome Dr.Bill's dickie might be like?
B: Come on, I can assure you, sex is the last thing on this fucking hypothetical woman patient's mind.
A: And what makes you so sure?
B: If for no better reason... because she's afraid of what I might find.
A: Okay, okay. So after you tell her that everything's fine, what then?
B: What then? I don't know, Alice... What then? Look, women don't... they basically just don't think like that.
A: Millions of years of evolution, right? Right? Men have to stick it every place they can but for women, it is just about security and commitment and whatever the fuck else!
B: A little oversimplified, Alice, but yes, something like that.
A: If you men only knew.
B: I'll tell you what I do know is you got stoned, you tried to pick a fight wuth me and now you're trying to make me jealous.
A: But you're not the jealous type, are you?
B: No. I'm not
A: You've never been jealous about me, have you?
B: No, I haven't
A: And why haven't you ever been jealous about me?
B: Well, I don't know Alice, maybe because you're my wife, maybe because you're the mother of my child and I know I'd never be unfaithful to me
A: You are very, very sure of yourself, aren't you?
B: No, I'm sure of you
.....
B: Do you think that's funny? All right. Fuck it. Now we get the fucking laughing fit, right?
A: Do you... do you remember last summer at Cape Cod?
B: Yes.
A: Do you remember one night in the dining room... there was this young naval officer. And he was sitting near our table with two other officers?
B: No
A: The waiter brough him a message, at which point he left. Nothing rings a bell?
B: No
A: Well... I first saw him that morning in a lobby. He was checking into the hotel and he was following the bellboy with his luggage to the elevator. He... he glanced at me as he walked past. Just a glance. Nothing more. But I could hardly... move. That afternoon Helena went to the movies with her friend and you and I made love. And we made plans about our future... and we talked about Helena... And yet... at no time... was he ever... out of my mind. And I thought if he wanted me... even if it was only for one night... I was ready to give up everything: you, Helena, my whole fucking future. Everything. And yet it was weird, because at the same time you were dearer to me than ever. And that moment my love for you was both tender and sad. I barely slept that night... and I wole up the next morning in a panic. I didn't know whether I was afraid that he had left or that he might still be there. But by dinner I realized he was gone... and I was relieved.

Сон Элис

B: What were you dreaming?
A: Just these weird things
B: Whay was it?
A: It was so weird
B: Tell me
A: We were in a deserted city, and our clothes were gone. We were naked and I was terrified and I felt ashamed.  And I was angry because I felt thought it was your fault. You rushed away go find clothes for us. As soon as you're gone it was completely different. I felt wonderful. Then I was lying in a beautiful garden, streached out naked in the sunlight. And a man walked out of the woods. He was the man from the hotel, the one I told you about. The naval officer. He stared at me and then he just laughted at me.
B: But that's not the end, is it?
A: No
B: Why don't you tell me the rest of it?
A: It's too awful.
B: It's only a dream
A: He was kissing me, then we were making love. Then there were all these other people around us, hundreds of them, everywhere, everyone was fucking. And then I was fucking other men. So many, I don't know how many I was with. And I knew you could see me in the arms of all these men, just fucking all these men. I wanted to make fun of you to laugh in your face. And so I laughed as loud as I could. That must have been when you woke me up

Скрипт диалога с Зиглером



Z: Listen... Bill... The reason I asked you to come over is... I... I need to talk to you about something.
B: Sure
Z: It's a little bit awkward. And I have to be completely frank.
B: What kind of problem are you having?
Z: It isn't a medical problem. Actually... it concerns you. Bill... I know what happened last night. And I know what's been going on since then. And I think you just might have the wrong idea about one or two things.
B: I'm sorry, Victor, I... What in the hell are you talking about?
Z: Please, Bill, no games. I was there. At the house. I saw everything that went on. Bill... What the hell did you think you were doing? I couldn't even begin to imagine how you'd even heard about it... let alone got yourself through the door. Then I remembered seeing you with that prick piano player... Nick whatever the fuck his name was, at my party. And it didn't take much to figure out the rest.
B: It wasn't Nick's fault. It was mine.
Z: Of course it was Nick's fault. If he hadn't mentioned it to you, none of this would've happened. I recommended that little cocksucker to those people and he's made me look like a complete asshole.
B: Victor. What can I say? I had absolutely no idea you were involved in any way.
Z: I know you didn't, Bill. But I also know that you... You went to Nick's hotel this morning and talked to the desk clerk.
B: How do you know that?
Z: Because I had you followed.
B: You had me followed?
Z: Okay, okay, I'm sorry. Alright? I owe you an apology. This for your own good, believe me. Now, look, I know what the desk clerk told you but what he didn't tell you is all they did was put Nick on a plane to Seattle. By now he's probably back with his family... you know, banging Mrs.Nick
B: The clerk said he had a bruise on his face.
Z: Okay, he had a bruise on his face. That's a hell of a lot less than he deserves. Listen, Bill, I don't think you realize what kind of trouble you were in last night. Who do you think those people were? Those were not just ordinary people there. If I told you their names, I'm not gonna tell you their names... but if I did, I don't think you'd sleep so well.
B: Was it the second password? Is that what gave me away?
Z: Yes, finally. But not because you didn't know it. It's because there was no second password. Of it didn't help a whole lot that those people arrive in limos and you showed up in a taxi. Or that when they took your coat they've found the receipt from the rental house in your pocket... made out to you-know-who.
B: There was a... There was a... There was a woman there... who were... tried to warn me
Z: I know
B: Do you know who she was?
Z: Yes. She was... she was a hooker. Sorry, but... that's was she was.
B: A hooker...
Z: Bill... suppose I told you... that everything that happened to you there... the threats, the girl's warnings... her last-minute intervention... suppose I said that all of that... was staged. That it was a kind of charade. That it was fake.
B: Fake?
Z: Yes. Fake.
B: Why would they do that?
Z: Why? In plain words... to scare the living shit out of you. To keep you quiet about where you'd been... and what you'd seen.
B: Have you seen this?
Z: Yes, I have
B: I saw her body in the morgue. Was she... was she the woman at the party?
Z: Yes, she was.
B: Victor, the woman lying dead in the morgue... was the woman at the party?
Z: Yes.
B: Well, Victor, maybe I'm missing something here. You called it a fake, a charade. Do you mind telling me what kind of fucking charade ends with somebody turning up dead?
Z: Okay, Bill, let's cut the bullshit. All right? You've been way out of your depth for the last 24 hours. You wanna know what kind od charade? I'll tell you exactly what kind. That whole play-acted "take me" phony sacrifice that you've been jerking off with had nothing to do with her real death. Nothing happened after you left that hadn't happened to her before. She got her brains fucked out. Period. When they took her home she was just fine... and the rest is in the paper. She was a junkie. She OD'd. There was nothing suspicious. Her door was locked from the inside. The police are happy. End of the story. Come on. It was always gonna be just a matter of time with her. Remember, you told her so yourself. You remember, the one with the great tits who OD'd in my bathroom?
Listen, Bill, nobody killed anybody. Someone died. It happens all the time. But life goes on. It always does... until it doesn't. But you know that, don't you?





Комментариев нет:

Отправить комментарий