вторник, 11 октября 2016 г.

Тело боли



Намедни по совету друга послушал выпуск Радио Аэростат 456 под говорящим названием "Тело Боли", в котором БГ пересказывает книгу Эрхарта Толле "The Power of Now".
Цитата:

...Эта накопившаяся боль – поле отрицательной энергии, оккупирующее ваше тело и ум. К ней можно относиться, как к самостоятельной невидимой сущности, поселившейся в вас (наподобие демона или беса)
Это – Тело Боли. В некоторых людях оно дремлет большую часть времени и просыпается только изредка; а некоторые люди ощущают жизнь только через него. Оно живет за счет того, что заставляет нас испытывать боль.
...
Для ребенка быть свидетелем эмоционального насилия родителей друг над другом почти невыносимо, и, тем не менее, это судьба миллионов детей во всем мире, кошмар их повседневного существования. Это также один из главных путей передачи человеческого тела боли из поколения в поколение.

Судя по количеству проданных книг и куче хвалебных отзывов идея-метафора Толле весьма привлекательна и популярна. Почему?
На мой взгляд, идея "паразита в шасси" интуитивно понятна большинству народонаселения (базовый страх расщепления). Страх подкрепляется сопутствующими факторами (коллективным бессознательным и мифологемами/идеологемами местных элит), усугубляя внутренний конфликт внутри человека (опять расщепление). Кроме того, идея удобна тем, что дает диффузию ответственности: сказанные слова, принятые решения или сделанные поступки - это не я, а тело боли. Оно же ответственно за неврозы детей. Удобно.

Симптоматичны как название, так и сама идея наличия внутри человека, его теле или психике, чего-то чужеродного, враждебного ему самому, его близким или другим людям (см. например фильмы "Нечто", "Чужой", "Изгоняющий дьявола", "Психо" и др.). Идея явно связана с неврозом ипохондрии, за развитие которого в основном ответственны родители. Тот же невроз лежит в основе конспирологических теорий заговора или поисков пятой колонны (см. например "They live", "Ампир В" Пелевина, книгу Питера Найта "Культура заговора" в особенности см. главу Паника вокруг тела). Забавно, что у Пелевина баблос тоже связан со страданием, которым питаются паразиты-вампиры.

Идея тела боли на мой взгляд согласуется с мнением высказанным Борисом Гребенщиковым в другом выпуске Аэростат - 587 Не судьба. Например:

... нужно просто задать себе вопрос - Кто Я? И ответ получается примерно такой: 
Тело - не Я, органы познания, движения, жизненные силы, даже мыслящий ум - не Я, и неведение тоже не Я. Так кто же Я? 
Остается только одно - Осознание, которое есть в нас.
...
А сознанию, которым управляет наше временное "Я", (то есть "эго"),только того и надо; потому что чем ты ближе к истине, тем меньше необходимости в эго, и оно готово на все, чтобы человек не лез, куда не надо; а для этого старательно гасит память о любых переживаниях, связанных с истиной.

В "Теле боли" предполагается бороться с частью себя, в "Не судьба" предлагается вывести за скобки все что только можно - читай отказаться от себя, потому что это временное "Я" (опять снятие ответственности).

Я же считаю, что поиск пятой колонны внутри себя не выход. "Тело, органы познания, движения, жизненные силы, мыслящий ум, сознание" - это все и есть Я. Даже если вы не цельная личность и чувствуете себя расщепленным, на мой взгляд, правильнее себя (every piece of you) понять, принять и простить. Правильнее стать менеджером, который раздаст "всем сестрам по серьгам": ребенка отведет в детскую, обезьяну поместит в просторный вольер, интеллекту даст достойную задачу для решения, матери даст возможность проявлять свою заботу о ком-то и тд.

Цель не борьба с самим собой, а кооперация. Действовать нужно хотя бы как в этом видео:




Но лучше лаской конечно. Со всеми работать как с малыми детьми.


Вопросы :
  1. Почему выбрано такое название "Тело боли"? Почему например не "аура боли", не "тень боли", не "червь боли", не просто "Боль"?
  2. Как название идеи будет по-английски, The Pain Body или The Body of Pain ? Почему?
  3. С чем связано то, что кроме полу-мифического Ситхартхи, в основном, все гуру/учителя/просветленные - это мягко говоря пожилые люди, включая БГ?
  4. Как тема коррелирует с романом Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" и со сказкой Уайлда "Рыбак и его душа"
  5. to be continued

3 комментария:

  1. Распространенное заблуждение, что можно самостоятельно управлять своими альтер-эго. И очень наивное, я бы сказал.

    ОтветитьУдалить
  2. очень категоричное заявление, я бы сказал

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен, это говорит мое тело боли... =)))

    ОтветитьУдалить