вторник, 23 августа 2016 г.

Мы в ответе за тех кого приручили?

Моя прекрасная леди (My Fair Lady 1964)
- музыкальный фильм режиссёра Джорджа Кьюкора, созданный на основе пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноимённого мюзикла Фредерика Лоу.



Знаменитый профессор Генри Хиггинс заключает пари со своим другом, что сможет обучить безграмотную замарашку, уличную цветочницу Элизу правильной речи и высокосветским манерам и выдать ее за настоящую леди. Искрометный юмор, забавные ситуации, Золушка на глазах у зрителей превращается в принцессу, а убежденный холостяк — во влюбленного.
(с) Кинопоиск









Вопросы :
  1. Почему профессор выбрал в качестве подопытной именно Элизу?
  2. Насколько правдивая концовка у этой истории в фильме? Каков инфантилизирующий потенциал фильма? См. подобные сюжеты с разными концовками в фильмах Собачье сердце, Поменяться местами, Кто любит Панкратова?, в истории о Франкенштейне Мери Шелли и др. В каких историях инфантилизирующий потенциал ниже? (=Какая концовка более правдива?)
  3. Насколько этично по вашему подобрать на улице котенка, а потом, вдоволь наигравшись, выкинуть его на улицу из окна? А если он вырос в огромного кота, который рвет обои, дерет мебель, гадит в тапки и прыгает ночью на голову? (см.  Собачье сердце
  4. А насколько приемлемо выпустить котенка, если он сам хочет убежать?
  5. Насколько полезным было для Элизы обучение? А Шарикову? Бомжу и управленцу из "Поменяться местами"? Франкенштейну? Панкратову?
  6. Насколько аутентичен был Шариков в человеческом обличии? Насколько он понимал, что ведет себя не подобающе? Другими словами, если он не знал ничего о (или не понимал ничего в) морально-этических ценностях профессора, насколько можно предъявлять ему какие-либо претензии?
  7. Как коррелирует с выше указанными вопросами часто встречающийся комментарий подростка (и не только) на любые сентенции родителей "Я вообще-то не просил меня рожать"? (см. например Школу злословия с Н.Фоменко с 20 минуты)
  8. Как коррелируют выше указанные вопросы с пунктом 20 ценных указаний Жюльена Смита (Не пытайтесь исправить людей. Лучше найдите тех, кто ещё не испорчен)? 
  9. См. вопрос №8 к фильму Она: Может ли продолжаться содержательное межличностное взаимодействие двух людей, один из которых далеко ушел вперед в плане личностного/интеллектульного/эмоционального роста? Или человеку обязательно нужна terra incognita, и пока он её познает, до тех пор и поддерживается его интерес? 
  10. Как коррелирует феномен сект с вышеуказанными вопросами? См. критерии деструктивности секты по А. В. Кузьмину: вовлечение в секту, сопряжённое с использованием методов манипуляции; членство в секте, приводящее к появлению отчуждения индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей; осуществляемая внутри секты деятельность, связанная с применением насилия по отношению к последователям секты со стороны её лидеров; психический и физический прессинг, приводящий к нарушению стабильности на уровне индивида, семьи и общества. Окружение профессора Преображенского для Шарикова секта? Хиггинс, Пикеринг и правила разговора/этикета для Элизы секта? 
  11. Как коррелирует со всеми выше указанными вопросами сюжет сказки Отфрида Пройслера Крабат: Легенды старой мельницы?
  12. to be continied







«Крабат — ученик колдуна» / Carodejuv ucen, режиссёр Карел Земан.


Update (20180616):
Д.Быков о фильме Киры Муратовой "Короткие встречи"
...Там есть, кстати, гениальный эпизод. И это очень по-муратовски — обязательно впроброс, впроговорку подавать какие-то ключевые коллизии фильма. Там девочка одна ходит к ней, хорошенькая такая. Видно, что немножечко оторва, но красавица такая дворовая. Она приходит к героине Муратовой брать у нее книги. И как раз когда она там стирает пыль с полок, она ей говорит: «Вот научили вы меня читать, стала я читать книжки. От своих-то я отстала, а к вам-то не пристала, вам-то я не нужна. И поэтому я теперь вот так и зависла, как бы я нигде».
Точная цитата (не интересное вырезал):
- Зина, Зина, здравствуй Зина, как ты живешь?
- Ничего, нормально. Я вот книжки принесла, можно еще взять?
- Ну ты каждый раз спрашиваешь. Ну конечно можно.
....
- И чего они ко мне все пристают? На работе ребята моду завели... Чуть что, Зинка замуж не вышла... Вот пристают.
- Люда, ну оставьте её в покое действительно. Ну почему обязательно замуж выходить, я не понимаю.
- Нет, Валентина Ивановна, замуж выходить нужно. Я может из-за вас и не вышла.
- Как это из-за меня, Зина?
- Ну конечно из-за вас. Потому что я вот когда с вами познакомилась, так от своего круга отбилась, от своего-то отбилась, а к вашему не прибилась. Ну как стала к вам ходить, стала книжки читать не про шпионов, и мне все так интересно показалось. Очень с вами интересно поговорить. Мне-то вот с вами интересно, а вам ведь со мной не интересно?
- Зина, мне тоже очень интересно. Почему ты так считаешь? Ну почему?
...
- А я вот что хотела сказать, почему я из-за вас замуж не вышла. Мне вот раньше какие ребята нравились: мне нравились вот такие, что вот он идет и все от него шарахается. Ну потом мне еще нравилось, чтоб на личико красивенький был. А теперь мне все умные нравятся. Они-то мне нравятся, а я-то им нет, я ведь не умная. Им-то со мной не интересно. От воспитания что ли зависит? Или еще там от чего, от книжек... А раньше я действительно здорово замуж хотела. Потому что вот раньше-то я жила на квартире. А теперь я в общежитии. Я вот когда на квартире-то жила, так мне там грустно было, потому что я видела сЕмью. 
- Что ты видела?
- Ну сЕмью, сЕмью, хозяин с хозяйкой - муж и жена, дети. И там мне так тоскливо делалось, думала, ну чем же я их хуже-то? А потом как в общежитие переехала, так вижу, Аня Савелова - хорошая девушка, сдержанная, не то что я. И никого у нее нет, и ничего - живет. Вижу Тоня Беленькая, тоже никого у нее нет. И тоже ничего. Вся моя тоска прошла. У нас общежитие хорошее. 
...





Комментариев нет:

Отправить комментарий